Семинар – практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: воспитатель
Самахужина Н.Х.
Цель: расширение знаний педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетрадиционного изображения. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
Оборудование: столы, изобразительный материал, презентация, анкеты, буклеты.
- Вступительное слово:
Формирование творческой активности признаётся важнейшей задачей как в теоретических, так и в практических аспектах педагогики на современном этапе. Эффективность такого развития существенно возрастает при начале с дошкольного возраста.
Как отмечал известный педагог Жан-Жак Руссо: «Час труда научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Многие педагоги сходятся во мнении, что все дети обладают талантом. Поэтому крайне важно своевременно распознать и почувствовать этот потенциал, а также предоставить детям возможность для его реализации в практической деятельности, в реальной жизни. Необходимо создавать условия, способствующие развитию детского творчества. Чем больше ребёнок наблюдает, слышит, переживает, тем более внимательной и плодотворной становится работа его воображения.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Уважаемые педагоги, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей)
Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Подберите слова - синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
- Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
- Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Задачи:
- Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
- Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
- Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
- Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
- Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
- Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.
- Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
- •Способствует снятию детских страхов;
- •Развивает уверенность в своих силах;
- •Развивает пространственное мышление;
- •Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
- •Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- •Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
- •Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
- •Развивает мелкую моторику рук;
- •Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- •Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
- Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования?
- Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + гуашь
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки;
- монотипия предметная
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование солью, песком, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- кляксография обычная;
- пластилинография
- граттаж.
2. Предлагаем нарисовать картину в нетрадиционной технике Монотипия.
Как сделать монотипию
Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной половинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.
- Рефлексия
«Солнышко и дождик» (Толмачева Е.П.). Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры. Проведение: на желтых лучах написать положительные моменты встречи «Что удалось?». На синих каплях – «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего, так и со стороны участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Обучающий семинар нетрадиционным техникам рисования...
Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.Показать актуальность нетрадиционной техники ри...

Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в ра...

Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками....

Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности ...
Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....

Семинар – практикум для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетради...
