Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Наталья Анатольевна
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившим в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-tehnologiya.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившим в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребёнка (креативность).

Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение. Диалектическое мышление.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом СауловичемАльтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач, и способствовала развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики - научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цели ТРИЗ – не просо развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательных задач.

Алгоритм решения изобретательных задач:

  • Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребёнком истину, он должен учить её находить.
  • Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.
  • Если же ребёнок не задаёт вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребёнка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между цветком и деревом?Что общего между плакатом и дверью?)

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. (Например, предложить придумать новый стул, удобный и красивый.Как выжить на необитаемом острове?)

Цель третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью методов ТРИЗ. (Например: «Вас поймала Баба-Яга и хочет съесть. Что делать?»)

На четвёртом этапе ребёнок применяет полученные знания и используя нестандартные оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Методы, используемые в игровой деятельности с детьми

для решения тризовских задач:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Коллективное обсуждение проблемной ситуации, это некий способ генерации разных идей. У этого метода много общего с обычной беседой, но есть и отличия:

- обсуждаются ситуации, из которых, на первый взгляд, нет реального выхода;

- каждый участник должен предложить свой вариант решения проблемы;

- принимаются самые абсурдные идеи, исключаются критика и оценки;

- из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально;

-результаты обсуждения приводят к продуктивной деятельности: рисование, коллаж, сочинение сказки, составление схемы.

Например:

  1. Как разделить 2 яблока между 3 детьми?
  2. Что случилось бы с Колобком, если бы он не убежал от дедушки с бабушкой?

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Используется в основном для развития речи, сочинения сказок (задаётся ряд вопросов).

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Суть – берётся образ, к нему применяются свойства других объектов, предметов, которые оказываются совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Например, 3 объекта: из природного мира, из рукотворного мира, нематериальное понятие. Наиболее удачны качественные характеристики. Объект – цветок.

  1. Слон: толстый, неуклюжий, ушастый.
  2. Велосипед: складной, двухколёсный.
  3. Солнышко: лучистое, ласковое

Как выглядит неуклюжий цветок? Когда цветок можно назвать ушастым? И т.д.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить рол и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу. Например: нарисовать необычный цветок и дать ему название. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод «ММЧ» (моделирования маленькими человечками)

Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твёрдое-жидкое-газообразное). Например:

«Маленькие человечки» твёрдых тел, они крепко держатся за руки (картинка);

«Маленькие человечки» жидких тел, руки у них опущены (картинка);

«Маленькие человечки» газообразных тел, они бегут в разные стороны (картинка).

Преимущество ТРИЗ

  • Не требует больших затрат времени;
  • Можно использовать в традиционной системе обучения;
  • Развивает фантазию, воображение у детей;
  • Вселяет уверенность в себя и свои силы

Можно сделать вывод. Что занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие всех психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.

ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО...