Главные вкладки

    Развивающие технологии в детском саду
    материал на тему

    Кошелева Анастасия Викторовна

    выступление на научно-практическом семинаре для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvivayushchie_tehnologii_v_detskom_sadu.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающие технологии в детском саду

             Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

    Педагогика должна дать направление этим случайностям.

    В. Ф. Одоевский

     

    На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

    Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефония и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

    Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

    В педагогической практике ДОУ активно используются такие образовательные технологии, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии).

    Рассмотрим подробнее ИКТ-технологии (информационно-коммуникационные).

    Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

    Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

    Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

    Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

    В настоящее время в практике ДОУ используются в основном такие ИКТ-технологии как:

    •подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

    •подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    •обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

    •создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

    •использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

    •использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

    •оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

    •создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

    •использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

    •создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

    В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

    Учебно-воспитательный процесс в МДОУ может быть более успешным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства.

    Благодаря мульмедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты, которые вы видите на экране.

    На примере обучения математике:

    После проведения нескольких занятий по математике с традиционными наглядными и раздаточными материалами  мною было замечено, что дети практически не проявляют интерес к заданиям. Кроме того, у моих  воспитанников преобладает наглядно-образное мышление над словесно-логическим, и простые стандартные объяснения им очень сложны для восприятия. Внимание характеризуется неустойчивостью, поэтому детям очень трудно усидеть на месте. Их сложно организовать для различного рода деятельности. Стало ясно, что, обучая детей только с помощью традиционных методов и приёмов, мы можем не добиться хороших результатов. И я стала искать  несколько иные возможные варианты работы с детьми.  Я наблюдала за нашими воспитанниками и выделяла те моменты, которые для детей являлись интересными и быстро привлекали их внимание.

    Поэтому возникла необходимость поиска другим интересных методов, приёмов обучения. В связи с компьютеризацией дошкольного образования я решила использовать информационно-коммуникационные технологии.

    Основная идея внедрения ИКТ в образовательную среду ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.

    Это привело к созданию презентаций-игр и поиске их в интернете для старших дошкольников.

    Для детей – это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; игровые приемы решения различных заданий; развитие мышления, памяти, логики.

    Помимо презентаций существует много компьютерных развивающих игр для детей дошкольного возраста, которые можно использовать на занятиях, в индивидуальной работе с детьми и дома с родителями.

    Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. По моему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция.

    Компьютерные игры выстроены так что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщенная классификация. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающим. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

                       В компьютерных программах дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При  успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагается новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

             Компьютерные игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

             Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес  вызывают программы  с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

             В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видит печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

    Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.

    Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

               В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

    ·        Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

    ·          Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

    ·        Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.

    ·         Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

    ·        Высокая цена на мультимедийное оборудование.

    ·        Недостаток специальных помещений.    

    Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     Действующая система дошкольного образования существенно отстает от школьной системы. Применение ИКТ в ДОУ может стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, управления и т.д., необходимое для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

    Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

    Сегодня мы живём в современном мире, воспитываем и развиваем наших детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

    Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

    Технология развивающих игр в детском саду Б. П. Никитиных.

    Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил...

    Кейс технология - современная образовательная технология в детском саду.

    Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании....

    Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

    Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

    Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

         «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ Б. П. НИКИТИНЫ. Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческ...

    ТЕХНОЛОГИЯ Развивающих игр в детском саду

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ Б. П. НИКИТИНЫ. Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческ...