Каталог игровых ситуаций направленных на установление доброжелательного отношения к сверстнику.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Каталог игровых ситуаций направленных на установление доброжелательного отношения к сверстнику. Направлена сближение детей в группе, на обучение их внимательно относится друг к другу.  Направлена на создание доверительных отношений ребенка со взрослым, помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каталог игровых ситуаций направленных на установление доброжелательного отношения к сверстнику.

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ ИГРЫ

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА

Возраст 3-4 года

«Карусели»

Направлена сближение детей в группе, на обучение их внимательно относится друг к другу.

Сама игровая ситуация-общность игровых движений, одинаковые для всех слова игры способствуют появлению предпосылок для дальнейшего общения между детьми. Играть в эту игру можно всей группой. Игра начинается с того, что сначала один ребенок берет за руку другого и приглашает поиграть, и встает в круг. Все дети оказываются рядом держась за руки. После этого они хором говорят стихотворение. Слова и движения в игре следующие:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели                 

(Дети взявшись за руки медленно ходят по кругу)

А потом быстрей-быстрей

(Движения постепенно убыстряются)

И еще быстрей-быстрей

А потом бегом-бегом

(Дети бегут по кругу, не расцепляя рук)

Тише, тише, не спешите, карусель о-ста-но-ви-те!

(Дети переходят на шаг)

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

(Дети останавливаются и хлопают в ладоши)

«Подарки»

Данная игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, обучению детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.                 

Вначале игры нужно спросить –любят ли они подарки. Обычно дети говорят «Да!»

Детям предлагают поиграть в эту игру. Дети (один ребенок –в центре круга, остальные в кругу) встают, водят хоровод, говоря при этом:

Принесли тебе подарки,

Что ты выберешь дружок?

Конь и куклу в платье ярком,

Самолет или волчок,

(Ребенок в центре круга выбирает себе подарок (самолет, куклу, волчок, коня). Если дети говорят: «Конь!». Все дети скачут и цокают язычком. Если звучит слово «Кукла!» - дети пляшут и говорят «Кукла, кукла попляши, нам платочком помаши! И тд.).

Важно, чтобы каждый ребенок получил подарок в игре!

«Живое домино»

Направлена  не только умение  общаться, дружить, но и на развитие  внимания, умение закреплять цвета.

Для этой игры используют ленты различных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Я использую платочки разных цветов. Цвета должны повторяться, чтобы образовывались пары.

Вначале игры дети повторяют основные цвета. Потом детям раздают по два платочка разного цвета. Дети танцуют под музыку. Как только ведущий скажет «Найди себе пару!» дети ищут пару с платочком такого же цвета.

Задача детей-найти пару с одинаковыми по цвету платочками.

«Кот и мыши»

Обучение  детей управлять своим поведением и преодолевать опасность, справляться с робостью и страхом.

Играть можно всей группой. Выбирается ребенок, который будет играть роль кота (надевают шапочку или маску кота), он как будто спит в сторонке. Остальные дети- мыши водят хоровод и произносят:

На лежанке дремлет кот

Мыши водят хоровод,

Старый кот, толстый кот.

Громко песенку поет

Мур-мур-мяу-всех поймяу!

Задача детей-водить хоровод, до конца договаривать стихи, и только потом убегать от кота. Задача кота-дослушать мышей (детей) до конца, и только после этого догонять их.

Похожая игра «Пес-Барбос» -только ребенок вместо роли кота играет роль собака Барбос.

Таким образом, применение психологических игр в социально-коммуникативной сфере с младшими дошкольниками способствуют развитию навыков общения, формированию и развитию волевых качества, а также мышлению, памяти, вниманию у детей младшего дошкольного возраста.

«погуляем-поиграем»

Направлена на создание доверительных отношений ребенка со взрослым, помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие.

Игра ненавязчиво учит подражать взрослому и слушать его, являясь подвижной, способствует выработке хорошей координации движений.

Для игры потребуются стульчики с отверстиями (по количеству детей) -домики. Игра проводится в групповой форме. Вначале игры дети прячутся за спинку стульчиков(домики). Ведущий говорит, что на улице хорошая погода, давайте выйдем погуляем и читает потешку про солнышко

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошечко

Дам тебе веретешечка

Насыплю горошечка

(Дети гуляют по комнате, когда хорошая погода. Если ведущий говорит, что на улице начинается дождик  и поет песенку про дождик , дети прячутся в свои домики).

Дождик-дождик кап-кап-кап-

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Игру начинают и заканчивают хорошей погодой.

А для того, чтобы развить силу воли у детей, я применяю простые и занимательные игры. Они учат действовать детей по команде.

Возраст 4-5 лет

«Чудесный мешочек»

Направлена на создание доверительных отношений ребенка со взрослым, на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса).

Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предметы.

Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предметапо описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

«Магазин»

Побуждать желание играть в паре. Обучение  восстанавливать величинные отношения множеств, использования в речи слов, обозначающие величину предметов, выполнения  движения по их словесному обозначению, продолжать обучение ребенка рассуждать; развивать внимание.

Игровое правило: дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия: в игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети могли почувствовать «тяжелое» и «легкое».

«Что лишнее? »

Направлена на умение  замечать ошибки в использовании предметов; развитие наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения и общения друг с другом; на закрепление знания об орудиях труда.

Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает ненужный предмет.

Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Умение  называть действие словом; правильно употребление формы глаголов (время, лицо);  развитие творческое воображение, сообразительность. Умение работать коллективом.

Игровые правило: все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.

Игровые действия: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

«Так бывает или нет? »

На развитие  логического мышления, умение замечать непоследовательность в суждениях.  Помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие.

Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие: отгадывание небылиц.

Возраст 5-6 лет

«Жизнь в лесу»

Развитие умения детей  сотрудничать без слов.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Побуждение детей к бессловесному действию.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Волшебный стул»

Воспитание  умения быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.

«Муравьи»

Обучение детей разыгрывать пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

«Театр теней»

Обучение детей молча, передвигаться по комнате, смотреть друг на друга, здороваться за руку. Затем из воображаемых кубиков строят башню. Побуждение желания играть в паре.

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга, попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Возраст 6-7 лет

«Семья» 

Направлена на  воспитание  доброжелательного отношения к сверстникам, желание помочь, внимательному отношение к неудачам других. 

Ситуации для обогащения сюжета:

- Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?

- Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.

- У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.

«Больница» 

Направлена на воспитание  отзывчивости, доброжелательности к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки,  формирование способов содействия,   умение предложить свою помощь другим людям.

В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния.

Создаются ситуации:

- Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.

- В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.

- В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…

 Следует предварительно прочитать "Навестила" В. Осеевой, "Человек заболел" И. Туригина, "Обвал" Б. Житкова. На примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача. Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.

«Капитаны»

Направлена на воспитание  доброжелательности, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку.

Предварительно рассматриваются картины, сопровождающих развертывание сюжета: дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.

В процессе игры можно создать проблемные ситуации:

- На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?,

- Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, который находится в нескольких милях от нашего корабля, команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …

- Люди за бортом!

- Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.

Воспитатель предлагает детям разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.

Решение проблемных ситуаций

Направлена на  воспитание отзывчивого отношения к окружающим;

Активизации  собственного опыта переживаний детей в конкретной ситуации;

формирование умение находить разные способы решения.

Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?". Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

- Ребята, а как еще можно порадовать маму?

- Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.  Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

Еще несколько вариантов таких ситуаций:

Ситуация «Настоящая помощь». Цель: формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Ситуация поможем малышам. Цель: формировать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- нарисуем театр,

- поможем построить снежную горку,

- поможем убрать листву…

Ситуации в продуктивной деятельности. Цель: формировать воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей, развивать отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи:

- рисунки на Дни рождения друзьям,

- подарки близким к праздникам (День мамы, 23 февраля, 8 Марта),

- рисунки  веселых и радостных человечков (+ с опорой на схемы эмоций),

- разные портреты людей.

Список литературы

  1. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и другие. М., 2004.
  2. Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. 2002. №4.
  3. http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала)
  4. http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
  5. http://www.maam.ru/detskijsad/igra-kak-sredstvo-formirovanija-dobrozhelatelnyh-otnoshenii-mezhdu-starshimi-doshkolnikami-opyt-raboty.html
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-druzheskih-otnoshenii-mezhdu-detmi-vo-vremja-igr.html
  7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/13/psikhologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov-3-4-let


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками

Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и  на доброжелательное отношение со сверстниками....

Картотека игр-упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движ...

Использование игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает ...

Картотека игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательныхотношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому,и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движен...