для вас родители
консультация на тему

Слипаченко Галина Владимировна

Профилактика

манипулятивного поведения

у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика

манипулятивного поведения

у детей

Правила поведения с ребенком – манипулятором

Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипуляции (истерики и плач) с годами становится более изобретательными. Привыкая к такой модели поведения, ребенок манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать признаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правильно вести себя с таким РЕБЕНКОМ.

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему, если ребенку нужно разрешение на что – либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.

Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами. Которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителям. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.
        Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как «награда» и «наказание». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляцией (в виде капризов и истерик) – переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким – то новым ярким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, потешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.

Еще один вариант – участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и т.д.) Когда он подключается к делам родителей или воспитателя, то ощущает, свою нужность приобщается к миру взрослых. Если выбирать занятие совместно, то дошкольник учится считаться с мнением окружающих его людей.

Взрослые могут сами подключиться к занятиям малыша перестать на время быть строгим родителем, воспитателем. Стать равноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера в приложении представлены некоторые «отвлекающие» игры, которые можно проводить как дома, так и в детском саду.

Таким образом, четкая линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

Игры по профилактике

манипулятивного поведения у дошкольников

  • Утушка

Взрослый играет роль «утушки», а дети , - утят, которые ходят за ним хвостиком. Он зовет их скороговоркой:

«Быстрей, быстрей, утятки,

Быстрей, быстрей, дикие перышки».

Утенок (или несколько утят) выстраиваются друг за другом и ходят вслед за утушкой по комнате, преодолевая различные препятствия (проползая под стульями, перелезая через диван, подражая кряканью утят и т. д.)

  • Гуси летят

В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «лебеди летят» и т. д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная птица действительно летает. Но когда водящий говорит, например, «кошки летят», игроки стоят, не поднимая рук.

Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащую ему вещь) и затем выполняет какое – либо задание (в соответствии с возрастом). Взрослому нужно назвать только тех животных и птиц, которые известны детям.

  • Суша и вода

Ведущий может быть как педагог, так и ребенок. К участию привлекается также и другие члены семьи. Когда ведущий произносит слово «суша», игроки или игрок прыгают вперед, когда ведущий говорит слово «вода», игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки. Приседать, что – нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: «берег – река, «море – земля» и т. д.

  • Поиски клада

Взрослый прячет в комнате какую – нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтерисовать дошкольника описанием «клада» (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Дошкольник должен найти спрятанное.

  • Как тебя зовут

Ведущий дает игроку или игрокам имена, например Пуговица, Метла, Пузырек и т. д. После этого задает вопросы, на которые участники должны отвечать одним словом – своим игровым именем. Если кто – то ошибается или теряется, он проигрывает.

  • Что это?

Для этой игры понадобиться платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди завязывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сделать вид, что он затрудняется с ответом. Осознавание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.

  • Угадай – ка

Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6 – 8, в зависимости от возраста). Потом он незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображением.

  • Что я загадал

Водящий загадывает какой – либо предмет, находящийся в комнате. Его задача – описать его другому игроку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами

  • Снежный ком

Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый играющий говорит, например, слово «дом», второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто – то не собьется. Тогда можно начать игру сначала.

Рекомендации по установлению

дружеских отношений с ребенком в процессе его воспитания

  • Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувство.
  • Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его – это может усугубить ситуацию.
  • Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход эмоциям.
  • Если все – таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться ему без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.
  • Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.
  • Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.

Рекомендации родителям, как не воспитать эгоиста

  • Ребенок должен научиться, не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что – то для других;
  • Не следует говорить ребенку, что он лучше  и главнее всех и его желание – закон;
  • Если дошкольнику что – то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время;
  • Желания ребенка не должны быть во вред окружающим;
  • Если ребенок чего – то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...