Консультация для воспитателей: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"
консультация на тему

Соболева Валентина Ивановна

Консультация для воспитателей: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_proektnyy_metod.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Прогимназия «Сообщество»

Консультация для воспитателей

по теме: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

г. Нефтеюганск, 2011

Проектный метод в деятельности ДОУ

       С самого рождения ребёнок является исследователем мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что начиная с 3-хлетнего возраста  детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают родители а по приходу в детский сад педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

         Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода выражается через:

•        Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

•        Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

•        Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, осуществляется по следующим этапам:

•        занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

•        комплексные блочно-тематические занятия;

•        интеграция:

− частичная интеграция;

− полная интеграция;

•        метод проектов:

− форма организации образовательного пространства;

− метод развития творческого познавательного мышления.

            Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

            Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

              Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.        На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.        Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.        Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.        Составление плана-схемы проекта.

5.        Сбор, накопление материала.

6.        Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.        Домашние задания для сам. выполнения.

8.        Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

•        к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

•        в каких источниках можно найти информацию;

•        какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

•        с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

          1) по составу участников;

2)        по целевой установке;

3)         по тематике;

4)        по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.        исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.        ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.        информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.        творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

•        комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

•        межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

•        творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

•        групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

•        индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

•        исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.        обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.        развитие познавательных способностей;

3.        развитие творческого воображения;

4.        развитие творческого мышления;

5.        развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

•        вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

•        активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

•        формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

•        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

•        развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

•        формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

•        развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

          Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

 Средний дошкольный возраст

Тематика блока

Название проекта

Продукт детской деятельности

Наследие

«Эхо столетий»

«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)

«Защитники Отечества»

 Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление «Богатыри земли русской»

«Здравствуй, Пушкин!»

Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
Дидактические игры
«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
Макет «У Лукоморья»
Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».

Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»

«Семейное древо»
Альбом рисунков «Моя семья»
Выставка семейных реликвий.

«Я в мире людей»

Проекты
1). «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «День защиты детей»
4) «Сказки о любви»
5) «Весёлый этикет»

Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
Театральные этюды, выпуск газет и журналов
Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
Карнавал. Разработка детского кодекса.
Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
Школа «Маркиза этикета»

«Мир вокруг нас»

«Четыре стихии»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
«Уральские самоцветы»

Картотека опытов.
Составление коллажей
Детская книга «Это опасная стихия»
Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»

«Весёлая астрономия»
«Жалобная книга природы»
«В стране чисел и фигур»
«Полезные вещи»
«От кареты до ракеты»

Викторина «Через тернии к звёздам»
Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
Сочинение «Звёздных сказок».
Сочинение сказок от имени природных объектов.
«Лесная газета».
Выпуск журнала «Экологический светофор города»
Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
Математическое шоу «Алиса в стране математики».
Энциклопедия «Из истории вещей»
«Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
Детские проспекты по видам техники (транспорт).
«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).

«Ты и твоё здоровье»

«Я и моё тело»
«Окошки в мир. Органы чувств»
«Твоё питание и здоровье»
«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
«Живительные силы»
«Про витамины и здоровье»
«Как мы дышим» (приключение Кислородинки)

Дневник «Я расту»
Проект «Страна Айболития»
«Польза и вред» (проекты по органам чувств)
Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Планшет «Вред-польза»
«За чистый воздух» (плакат)
Детская книга закаливания

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала грамоты

Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Худ. литература

Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».

Театр

Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещение семьями театров.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

         

         

           По методу проектов дошкольники “приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”. Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.

       Проектная деятельность рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

•        проблематизация учебного материала;

•        активность ребенка;

•        связь обучения с жизнью.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:

•        использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;

•        необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов

•        является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;

•        должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Буклет содержит материал о проектном методе в ДОУ....

"Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"

Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагогов: повышении профессионального ма...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из р...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.Метод проектов как педагогическая ...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ...

Консультация для воспитателей на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навы...

Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, н...