Программа дополнительного образования «Учите, играя»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Порутчикова Дина Петровна

Программа

дополнительного образования

«Учите, играя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchite_igraya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

                                                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

                                      Юго-восточное окружное управление образования

               Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

             СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012

                                     109559, Москва. Верхние поля, ул., д. 47, кор. 1

             Тел/ факс 8-495-658-49-91, e-mail: school2012@bk.ru, http://sch2012uv.mskobr.ru

Программа

дополнительного образования

«Учите, играя»

Возраст обучающихся – 3-4 года

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в год-72

                                             

Программу составила:

Порутчикова Д.П.

Москва 2015

Пояснительная записка

Программа «Учите, играя» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Курс комплексных развивающих занятий (ККРЗ в дальнейшем) для детей дошкольного возраста, под названием «Учите, играя». Основная цель создания курса — обеспечить непрерывность всестороннего развития ребенка, с учетом его индивидуальных и  возрастных особенностей.

        Однако не следует забывать, что излишняя интеллектуализация работы с детьми и недостаточное внимание к их эмоциональному развитию дает сбои в становлении личности. Обедненный эмоциональный опыт приводит к неспособности ребенка осуществить адаптационные действия, помогающие ему определить свое место в обществе, что зачастую приводит к его социальной беспомощности.

Поэтому, одна из задач ККРЗ - обеспечение тесной взаимосвязи познавательного и эмоционального развития детей в ходе игровой деятельности, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.  В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания.

Вся система работы «Учите, играя» помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития. В процессе взаимодействия с педагогами складываются и определяются мотивы деятельности и духовные потребности, без чего немыслимо общее развитие личности. Взаимодействие с педагогами понимается как организация совместного "поиска", при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности. Во главу угла ставится вера в каждого ребенка, в его силы и возможности. Принимается во внимание и то, что индивидуальное развитие ребенка может идти не равномерно, а в зависимости от особенностей личности.

 Программа «Учите, играя» предполагает развитие детей в возрасте от трех лет. Цель данной программы: развитие всех сфер личности ребенка (мотивацинно-волевой, познавательной, эмоциональной и самосознания), а также формирование социальных навыков межличностного взаимодействия со сверстниками, взрослыми и педагогами, обеспечивая своевременное и полноценное психическое развитие дошкольника; создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка.

Таким образом, цель программы связана не с искусственным ускорением развития ребенка через включение в педагогический процесс содержания и методов, свойственных школьному обучению, а направлена на формирование у ребенка способности к совершенствованию своей познавательной, практической деятельности и развитие творчества в форме активного освоения знаний через систему игровых занятий.

Основные  задачи:

  • обеспечение преемственности и непрерывности в развитии ребенка;
  • создание оптимальных условий для охраны здоровья, полноценного психического развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
  • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, планировать свои действия;
  • развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
  • удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  • сотрудничество с семьей через оказание консультационной помощи и проведение совместных занятий;

•     применение новых форм и методов    работы, современных педагогических технологий.

Для реализации поставленных задач в имеются следующие условия:

  • единый педагогический коллектив;
  • единое руководство;
  • возможность реализации авторских программ развития на протяжении дошкольного детства;
  • необходимая среда (оборудование, помещения, методические пособия, демонстрационный, раздаточный, игровой материал и спортивный инвентарь);
  • наличие специалистов (логопеда, дефектолога, психологов).

На занятиях педагог старается, не перегружая ребенка, обеспечить развитие его художественного вкуса, умения творчески оценивать и преобразовывать окружающий мир.  Одним из основополагающих принципов работы является принцип смены деятельности, чередование занятий, требующих интеллектуальных усилий и двигательной активности.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущая деятельность в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, в общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Ребенок этого возраста способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Содержание занятий складывается из следующих направлений:

  • продуктивная творческая деятельность;
  • интеллектуальное развитие;
  • развитие логического мышления;
  • развитие речи;
  • развитие коммуникативных способностей.

Кроме того, предусматривается дополнительная работа с родителями и семьей:

Родительские собрания 2-3 раза в год;

Консультации родителей по педагогическим  и психологическим вопросам (групповые после каждого занятия и индивидуальные по запросу);

Мероприятия, проводимые совместно с родителями (мастер-классы, праздники, экскурсии).

 Таким образом, ККРЗ как начальный блок развития ребенка позволяет решить проблему подготовки детей дошкольного возраста к обучению по программам дополнительного образования, а также решить ряд социально-педагогических задач.

Занятия проводятся в группах по 8-10 человек, 2 раза в неделю по 2 предметам. Продолжительность 1-го занятия  в группах, следующая:

3-4 года – 15 минут.

Учебно-тематический план развивающих занятий

« Учите. играя».

№п./ п.

Возрастная специфика

Младший возраст

Перечень

предметов и мероприятий

3-4 года

1.

Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью

36 ч 1 раз в неделю

2.

Творческие занятия ( лепка, аппликация, конструирование, изо-деятельность)

36 ч 1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью.

Цель данного блока познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. Эта идея проходит во всех разделах данной программы. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Таким образом, основная цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников. Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности. Об этом уже было сказано более подробно. Лишь напомним, что в процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные жизненные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю  не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше его рассказов — это  важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребенка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Содержание программы для детей 3 -4 лет.

Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь. Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы. Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей. Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Педагог создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Предметное содержание

Цветной мир. Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов.

Какие мы? Все мы – люди. Мальчики и девочки. Наше имя. Схематическое изображение тела и лица человека. Эмоции. Мимика людей.
Времена года. Лето: погода летом, летние работы в саду и огороде, признаки лета. Осень: осенняя погода, листопад, дары осени, признаки осени. Зима: погода зимой, снег и его свойства, растения и животные зимой, признаки зимы. Весна: весенняя погода, ручьи, сосульки, капель, признаки весны.

Наши друзья – животные. Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши. Забота человека о домашних животных. Обитатели леса – звери: заяц, волк, медведь, лиса. Звери зимой и летом. Герои сказок – лесные жители. Птицы – обитатели воздуха. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.
Растения и плоды. Деревья, кустарники и травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты (цвет, вкус, запах, размер, форма, место произрастания).

Как товары в магазин пришли. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, продуктов, овощей и фруктов. Символы. Одежда: сезонная, мужская, женская, детская. Детали одежды. Головные уборы. Обувь. Уход за одеждой и обувью. Мебель для работы и отдыха. Детали мебели, уход за мебелью. Посуда чайная, столовая и кухонная. Ее назначение и уход за ней.
Всему свое время. Утро, день, вечер, ночь. Действия людей в разное время суток.

Круговая диаграмма времени суток.

К концу года дети младшей группы знают:

• цвета спектра;

• свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;

• части тела и лица, их количество и назначение;

• названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;

• названия двух деревьев, двух травянистых растений;

• основные детали одежды, мебели, посуды.

К концу года дети младшей группы имеют представление:

• о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов;

• обо всех временах года и их характерных особенностях;

• об основных домашних животных, диких зверях и птицах;

• о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

• о частях суток;

• о действиях детей и взрослых в разное время суток.

Дети могут:

• различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;

• различать основные цвета;

• различать эмоции человека;

• различать зверей и птиц;

•различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;

• пользоваться обобщающими словами.

Тематический план по ознакомлению с окружающим миром

занятия

Тема занятия

Кол-во

занятий

1

2

3-4

5

6

7

8-9

10

11

12

13-14

15

16

17

18

19

20

21

22-23

24

25

26

27

28

29

30-31

32

33

34-35

36

Вводное занятие

Путешествие в зеленую страну

Дикие животные

Путешествие в Красную страну

Путешествие в Желтую страну

Путешествие в Оранжевую страну

Осень

Растения (деревья, кусты, цветы)

Овощи

Фрукты

Кто мы? Какие мы?

Домашние животные

Путешествие в Синюю страну

Путешествие в Фиолетовую страну

Красный - синий - фиолетовый

Цветной мир

Части суток

Зима

Птицы

Братья наши меньшие

(дикие звери и птицы)

Чайная посуда

Столовая и кухонная посуда

Мебель

Одежда

Обувь

За покупками

Путешествие в Голубую страну

Весна

Времена года

Итоговое занятие

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

ВСЕГО:  

36

Творчество

Пояснительная записка.

    Стремление к творчеству - замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времен.

 Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

 Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира психологического механизма развития способности, и  восприятия художественных  образов.

Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы...» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения («Сказочный дворец» и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища (« Опиши в письме другу свой новый дом »), обосновывать свой выбор.

   Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

   Основные задачи:

  1. Развитие эстетического  восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание  условий   для   свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
  4.  Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» - распредмечивание  и  опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
  5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  7. Создание условий для  многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует лучшему усвоению материала.

Дидактические принципы построения и реализации программы

    Общепедагогические     принципы обусловленные единством учебно- воспитательного пространства

  • принцип культуросообраности: построение и/или корректировка

универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

принцип   культурного   обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в  соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Содержание программы

  Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

       Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Для детей 3 лет.

Изобразительная деятельность.

Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.

Развивать самостоятельность, активность, творчество.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основы развития творчества детей. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

Рисование

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш (при слабом нажиме на карандаш получается светлый тон, а при более сильном — темный или более насыщенный).

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы

целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. п.).

Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

К концу года дети могут:

•   Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании:

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке:

  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов. В аппликации:
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Тематический план по изобразительному искусству

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Кол-во занятий

1

Лепка и

аппликация

предметная

Бабочки-красавицы

1

2-3

Рисование

Улетает наше лето

2

4

Аппликация

Наша клумба

1

5-6

Рисование

Чудесная мозаика

2

7-8

Лепка

Спортивный праздник

2

9

Аппликация

Качели, карусели

1

10

Рисование

Весёлые качели

1

11

Лепка

Грибное лукошко

1

12-13-14

Аппликация

Осенние картины

3

15-16

Аппликация

Кто живёт в лесу?

2

17-18

Рисование и аппликация

Летят птицы перелётные

2

19

Лепка

«Едем, гудим! С пути уйди!»

1

20

Аппликация

Шляпы, короны и кокошники

1

21-22-23

Лепка

Елкины игрушки - шишки, мишки и хлопушки

3

24

Аппликация

Цветочные снежинки

1

25-26

Рисование

Новогодние игрушки

2

27

Аппликация

Домик с трубой и сказочный дым

1

28

Лепка

На дне морском

1

29

Рисование

Рыбки играют, рыбки сверкают

1

30

Аппликация

Пушистые картины

1

31

Рисование

Букет цветов

1

32

Рисование на объемной форме

Чудо-писанки

1

33

Аппликация

Звёзды

1

34-35

Лепка

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

2

36

Рисование

Весенняя гроза

1

ВСЕГО:

36

Для отслеживания и оценивания результатов рекомендуется использование диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка в начале и в конце учебного года.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Результаты фиксируются с помощью условных обозначений:

задание выполнено самостоятельно — «+»; задание выполнено при помощи педагога — «±»; задание не выполнено — «-».

Для примечаний педагога дается дополнительная строка.

Фамилия, имя __________________________________

Дата рождения ________________________________

Дата обследования _____________________________

 Конструктивный праксис

1. Пирамидка ________________________        

2. Разрезная картинка с образцом

из двух частей

из трех частей

из четырех частей

из пяти частей

Предметная

Сюжетная

3. Разрезная картинка без образца

из двух частей

из трех частей

из четырех частей

из пяти частей

Предметная

Сюжетная

4. Рамки-вкладыши ______________________________

II. Геометрические фигуры

Называет

Круг квадрат треугольник  прямоугольн.   овал

Показывает

III. Цвет

1-я группа

красный

желтый

зеленый

синий

белый

черный

коричневый

Называет

Показывает

2-я группа

розовый

оранжевый

голубой

фиолетовый

серый

Называет

Показывает

IV. Счет

  1. Прямой         
  2. Обратный __        
  3. Порядковый ________________________________
  4. Счетные операции         
  5. Знание цифр        

V. Соотнесение количества предметов

  1. Поровну _________________________________                 
  2. Столько же         
  3. Больше               
  4. Меньше        

VI. Ориентировка в пространстве

  1. Правая и левая руки         
  2. Справа (направо)              
  3. Слева (налево)         
  4. Впереди (вперед) __________________________
  5. Позади (назад)                 
  6. Вверх         
  7. Вниз         

VII. Ориентировка во времени

1. Утро         

  1. День        
  2. Вечер           
  3. Ночь         
  4. Зима            
  5. Весна        
  6. Лето         
  7. Осень __________________________________
  8. Дни недели         

10. Месяцы        

VIII. Сравнение предметов

  1. Большой и маленький        
  2. Высокий и низкий __        
  3. Широкий и узкий         
  4. Длинный и короткий          

Рекомендуемая и использованная литература

1. Анцупова Г.Л. Давай поиграем. Организация и проведение игровых занятий с детьми.-Ростов-на-Дону: «Феникс»,2000.

2. Асписова О. Игры для детей от двух до шести лет.-М.: «Росмен»,1999.

3. Горностаева З.Я.,ОрловаЛ.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит\\ Начальная школа.-1996.-№7.-с.22.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.: «Питер», 2001.

5. Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-Ярославль: «Академия развития, 1996.

6. КлюеваН.В.,Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет.-Ярославль: «Академия развития», 2001.

7. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких.-СПб.: «Союз», 1997.

8. Линденфилд Г. Как справиться с гневом \ Пер. с англ.-М.: «Золотой телёнок», 1997.

9. Лютова Е.К.,Монина Е.Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа.-СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений.- М.: «АРКТИ», 1999.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей.- М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001.

12. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизм психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика.-Мытищи: Изд-во «Талант», 1990.

13. Рудестам  К. Групповая психотерапия.-СПб.: «Питер и Ком», 1998.

14. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…-Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.

15. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками \ Пер. с англ.-М.: «Генезис», 1999.

16. Страковская В.Л. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни: оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 5-7 лет: Методическое пособие.-М.: «Терр-Спорт», 2000.

17. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнеия. Практическое пособие \ Пер. с нем: В 4-х т.-М.: «Генезис», 1998.

18. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.-Ярославль: «Академия развития», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка дополнительного образования "Учимся играя".

перспективоне планирование кружка дополнительного образования " Учимся играя" за октябрь месяц 2013г...

Программа дополнительного образования "Учимся рассуждая"

Перспективный план кружковой работы с детьми по ФЭМП....

Консультация для педагогов дошкольного образования «Учим детей декоративному рисованию»

В рамках консультации педагогам предложен план работы по изобразительной деятельности с детьми старшего возраста....

Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)

Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....

Анонс программы по дополнительному образованию " Учимся говорить, слушать, двигаться".

Презентация знакомит  с содержанием моей программы по дополнительному образованию "Учимся говорить, слушать, двигаться"...

Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»

Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие  сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...

Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»

Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие  сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...