Психологическая готовность ребенка к школе.
учебно-методический материал на тему

Миннегалиева Галия Габдулловна

1 Диагностические методики  готовности ребенка к школе. 2.Ребенок  успешно освоившей программу подготовки к школе это..... 3.Глоссарий понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

«Психологическая готовность

ребёнка к школе»

 (выступление на методическом совещание воспитателей НС(К)НШ-ДС№89)

Содержание

     Введение………………………………………………………………………………..3

     1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе…………………….7

     1.1 Понятие психодиагностики и ее методы………………………………………...8

     2 Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования…………...9

     3 Глоссарий…………………………………………………………………………...10

     4  Список использованных источников……………………………………………..11

     


     Введение

     В психическом развитии ребенок проходит ряд этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В  любой из этих периодов в психике детей появляется что-то качественно новое, так называемые новообразования. К таким новообразованиям относится, например, осознание самого себя и противопоставление своих самостоятельных действий  совместным действиям со взрослыми у трехлетнего ребенка. Или формирование воображения и символической функции сознания у дошкольников, стремление их к общественно оцениваемой деятельности, что является одной из основных предпосылок готовности к школьному обучению[1].

     Проблема   психологической   готовности  к школе  в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги,   физиологи   изучают   и   обосновывают  критерии  готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать   учить   детей   в   школе.   Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.[2]

     От  того, как подготовят ребенка к школе родители и педагоги, от их сегодняшней  настойчивости,  от  понимания   ими проблем и задач, стоящих перед дошкольником, зависят его успехи в учебной деятельности, а значит, ощущение радости и удовлетворения от каждого рабочего дня[3].

     Проблемами подготовки детей к школе и диагностики их психологической готовности к обучению занимались и продолжают заниматься многие педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.   Эта тема и в настоящее время остается спорной  и привлекает внимание общества.  

     Вопросы о том, с какого возраста целесообразно отдавать ребенка в школу, достаточно ли он подготовлен к началу систематического обучения, как  первоклассник  сможет адаптироваться к новым условиям,  волнуют родителей и побуждают обращаться за  помощью к психологам.  Своевременная и правильная диагностика психического развития детей помогает выявить недостатки и  нарушения психики, трудности в овладении теми или иными видами деятельности, вовремя начать коррекционно-развивающую работу.

     Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению призвана определить уровень их интеллектуального развития, наличие (либо отсутствие) желания учиться, эмоционально-волевые качества и некоторые другие психологические параметры развития будущих школьников.    

     Объект исследования – диагностика психологической готовности детей к школе.

     Цели – исследование методов диагностики психологической готовности детей к школе, выявление наиболее показательных из них, формулировка предложений для совершенствования навыков и умений диагностики психологической готовности дошкольников к систематическому обучению.

     Предмет исследования – надежность диагностических методик для определения психологической готовности детей к школе.

     Задачами исследования являются:

 -  анализ    теоретических    сведений    и    изучение     литературы    по  данной

теме с целью  ознакомления с различными подходами к проблеме   психологической   готовности  дошкольников к  обучению   в  школе;

 -определение  психологических   основ  диагностики   уровня   и   качества подготовленности    детей   к   школе;

 

     В соответствии с выбранной темой, целями и задачами исследования можно предположить, что данная работа будет иметь практическую значимость для психологов школ и дошкольных учреждений, занимающихся проблемой психологической готовности детей к школьному обучению; после предварительного изучения фактов и характерных черт диагностических методик различных авторов будет найден оптимальный вариант  программы психолого-педагогической диагностики готовности детей к школе.

    Гипотеза: выбранные методики диагностики психологической готовности к школе имеют достаточно высокий уровень надежности; при анализе результатов двух похожих тестов можно получить достаточно близкие параметры готовности детей к обучению в школе и выразить их в виде положительной корреляции

   

   

      1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе

  1. Понятие психодиагностики и ее методы

Психодиагностика в переводе с греческого означает «познание различий души». В современной интерпретации слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», что является основной целью психодиагноста.

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).[4] 

     В настоящее время в зарубежной литературе понятие «психодиагностика» используется как:  синоним психологического тестирования; получение данных о личности с помощью проективных методик  (а также их разработка);   теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов[5].  

     Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку[6].

Средства современной психодиагностики по качеству можно разделить на две группы: формализованные и неформализованные методики. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные и психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого), стандартизация, надежность, валидность. Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным диагностическим методикам следует отнести наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают ценные сведения об испытуемых и в полноценном диагностическом обследовании дополняют другие методики.

     Для   определения   психологической   готовности    детей,  поступающих  в  школу,    применяются  методы,   выявляющие  сформированность  психологических

предпосылок к обучению.

      Для понимания психического развития  диагностика должна включать в себя как выявление новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих следующий этап. Например, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны учитываться сформированность игровой деятельности, уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств, а также обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.

Все методы диагностики готовности к школьному обучению претендуют на прогностическую значимость, но не все из них имеют надежную корреляцию с успехами ребенка в школе. Это обстоятельство требует особой четкости в постановке задач диагностики готовности к школе, которая должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики.

Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях[7]:

  1. выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе,  определение  наиболее  благоприятных   сроков   поступления ребенка  в  школу и  формы   обучения;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
  3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).

     Последнее допускается только по отношению к детям, не достигшим семилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школьному обучению, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам до начала систематического обучения в школе.

В зависимости от того, каких теоретических взглядов придерживаются психологи на проблему готовности к школе, они используют те или иные методы диагностики. Но четко классифицировать эти методы довольно сложно из-за отсутствия однозначности в использовании глобальных психологических понятий.

замена объясняется тем, что термин «интеллект» приобрел слишком много побочных значений и его использование может привести к неправильному толкованию тестовых показателей».[8]

     Учитывая обозначенную трудность,  все методы диагностики готовности к школе можно условно сгруппировать следующим образом: тесты школьной зрелости, тесты достижений и способностей, методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

               Диагностические  методики     готовности к обучению к школе

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используется различные экспериментальные психологические методики, результаты которых фиксируются в разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

Изучение мотивационной сферы (беседа, определение мотивов учения – автор А. Гинзбург);

Изучение произвольной сферы внимания (тест на развития самоконтроля, корректурная проба, игра «Да» и «Нет»);

Изучение памяти и мышления (методика «Сапожки», методики «Пикрограмма», «10 слов» - А.Лурия);

Определение уровня развития мелкой моторики (пробы «Подними пальчик», «Нарисуй окружность» «Спички»)

определение мануально-сенсорной латерализации с использованием проб (см. Николаева Е.И. «Леворукий ребенок»; диагностика, обучение, коррекция. – СПБ: Детство-пресс,2005. – С. 83-100)

(Материалы московской гуманитарной академии переподготовки

работников социальной сферы)        

3. Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования

Это ребенок:

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические показатели, относительно устойчик к инфекциям, не имеет хронических заболеваний и др.)

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)

Коммуникативный – свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи.

Сообразительный – способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию новой конструкции.

Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.

Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту – представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Ориентированный на сотрудничество

Жизнерадостный; Инициативный; Активный

                                                             Глоссарий

п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

1

Беседа

метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации

2

Выборка

часть, подмножество генеральной совокупности, которая может быть изучена на практике

3

Гипотеза

вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования

4

Готовность к школьному обучению

совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе

5

Конфиденциальность

одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого

6

Критерий

признак, на базе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо

7

Мышление

высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный человеку

8

Наблюдение

основной, наиболее распространенный в педагогической психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека

9

Навыки

закрепленные действия, которые являются результатом обучения

10

Настойчивость

способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели

11

Норма

установленная  мера, средняя величина чего-либо

12

Обучаемость

индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения

13

Опыт

совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков

14

Психологическая готовность к школьному обучению

комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе

15

Способности

индивидуально-психологические особенности человека,  отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения

16

Сравнение

сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство или различие между ними

17

Стадия

период, ступень в развитии чего-либо при достижении чего-либо

18

Тесты

стандартизированные, обычно  ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между  людьми

п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

19

Цель

осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека

20

Этика

совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы

     Список использованных источников

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Просвещение, 1990. - С. 120.

           2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.6.

           3.Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.190.    

           4.Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов.-  Ростов н/ Д.: Феникс, 1996. -   С. 40.

           5.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2005. – С.575.

           6.Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под.ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – С.9.

           7 .Материалы Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

8. Интернет-ресурсы

         


[1] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Просвещение, 1990. - С. 120.

[2] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.6.

[3] Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.190.

[4] Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов.-  Ростов н/ Д.: Феникс, 1996. -   С. 40.

[5] Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2005. – С.575.

[6] Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под.ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – С.9.

[7] Гуткина Н.И. . Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....