Консультация для родителей. «Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»
консультация (старшая группа) на тему

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». 

      Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»


К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». 

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. 
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны
      Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
       Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: 
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу.                       Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
        С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. 
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 
        Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
        Очень рано в мир ребенка входит 
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
    Помните!  Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
        При воспитании патриотических чувств очень важно 
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
       Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для 
становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
      Важным средством патриотического воспитания является 
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
        Одна из граней патриотизма – 
отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
       При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 
       Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. 
      Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. 
     Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. 

Очень важно для воспитания патриотических чувств 
и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
     Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, 
потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

      Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Консультация для родителей

Тема: «Аппликация»

.

                 Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, т.к. их деятельность в этот период носит предметный характер, т.е. основана на активном взаимодействии с различными предметами.  Аппликация же предполагает подбор предметов окружающего мира  и создание сюжетных композицией.

               Многие свойства предметов, их форма и цвет уже известны малышу. Он уже способен сравнивать и соотносить их  по нескольким признакам, например, чередовать разноцветные геометрические фигуры по цвету и размеру.

                Эти умения необходимо развивать с помощью заданий на сравнение и классификацию:

Составлять симметричные формы на квадрате с  выделением углов, середины, сторон;

Выкладывать изображение предметов из 3-4 частей одинаковой формы, но разных по величине и цвету (пирамидка, неваляшка, снеговик);

Наклеивать готовые  округлые и четырёхугольные формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги.

При этом необходимо обращать внимание ребёнка на различие цветов и оттенков ( красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, белый, чёрный), размеров, форм, назначение предметов. Элементарные навыки работы с клеем, кисточкой, тряпочкой для промокания клея, лучше закреплять в игровой форме,  разнообразно поощряя актуальность и усидчивость малыша. Готовые поделки должны быть использованы в повседневной жизни, в играх, сказках, на прогулке – это создаёт у ребёнка положительную установку на дальнейшие занятия.

Знакомство с аппликацией.

Первое занятие направлено на то, чтобы вызвать у ребёнка интерес и научить пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Он должен несколько раз попробовать обмакнуть кисть в клей; нанести его с не цветной стороны на деталь, примакнуть остатки клея тряпочкой.

              Все действия необходимо сначала показать, а затем повторить вместе с ребёнком.  Для последующих занятий позаботьтесь об  образцах  поделок, чтобы ребёнок чётко представлял конечный результат.

Подготовка к работе.

            Необходимо создать любую игровую мотивацию. Например: «Почтальон принёс посылку, в которой находится материал для аппликации с образцами работ, оформленными  в книжку».  «Заместителем» посылки может выступать «волшебный сундучок». Любой персонаж, знакомый детям, также может принести и подарить набор для аппликации.

                  Вместе с ребёнком рассмотрите материал для аппликации. Покажите ему, как получается книжка, познакомьте с назначением кисточки – помощницы (ворсом кисточки набирают клей); клея  (склеивают, наклеивают детали); клеёнка (служит подкладкой для памазывания  клеем элементов аппликации);  тряпочка (для примакивания аппликативных форм и остатков клея).

Затем предложите сделать книжку-малышку, наклеив на  каждую страничку готовую картинку с изображением знакомых игрушек, зверушек.

! каждый ребёнок должен САМ (под контролем взрослого) попробывать наклеить картинку.

Порядок выполнения работы.

1. Познакомьте детей с материалами для выполнения аппликации: кисть клеевая, клей, клеёнка, тряпочка; правилами наклеивания деталей.

2. Сделайте книжку – малышку вместе с детьми.

Консультация для родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

"Значение рисования для всестороннего воспитания

и развития ребенка-дошкольника".

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона  личности ребенка – была яркой и интересной. 

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» - бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.

Детское творчество - целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.

Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика, это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п.  

Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. 

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

Дорогие родители!

Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник

радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

      Издавна народные подвижные игры являются традиционным

средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни

людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,

смелости, мужестве. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский,

Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов, заботясь о просвещении,

образовании и воспитании широких народных масс, призывали

повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до

потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения

того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание

разговорных текстов

     По содержанию все народные игры классически лаконичны,

выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу

мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений

об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов,

стимулируют переход детского организма к более высокой степени

развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-

дошкольника. Педагогу следует помнить, что главная его задача

заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации

регулировать степень внимания и мышечного напряжения,

приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды,

находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, то есть приобретают

важные качества, необходимые им в будущей жизни.

   Актуально звучат слова А.П. Усовой о необходимости более

широкого использования педагогического потенциала народных игр в

работе с детьми и недостаточной реализации их потенциала: «В практике

воспитания народные игры не занимают ещё должного места…, их

положительные традиции почти не используются…»

    На Руси подвижные игры на протяжении многих веков

использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство

физического совершенствования, восхищавшее и удивлявшее иностранцев,

посещающих Московское государство того времени. Так что же такое

подвижные игры? По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные

игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель

которой достигается точным и своевременным выполнением заданий,

связанных с обязательным для всех играющих правилами»

   Существует много взглядов на то, что такое подвижная игра, но

нигде мы не встречаем определения русской народной игры (хотя многие

авторы часто упоминают национальные игры, указывая на необходимость

их использования в работе с детьми).

   А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети

заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего,

«созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и

называются народными и передаются из поколения в поколение».

Здесь мы видим попытку педагога дать определение русским народным

подвижным играм, характеризуя их как передачу жизненного опыта

одного поколения другому.

   На необходимость обратить внимание на народные игры в

воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала

заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. К.Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на народные игры,

разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них

превосходное и могущественное воспитательное средство – задача

будущей педагогики»

   В содержании народных подвижных игр заключено много

познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и

уточняющего его представления. В них вся игровая ситуация увлекает и

воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги

непосредственно характеризуют персонажей и их действия («Гуси-

лебеди», «Коршун и наседка» и др.). В играх, не имеющих сюжета и

построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много

познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы

ребёнка, мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-

выручалочка», «Школа мяча», «Штандер» и т.д.).

   В структуре народной игры выделяется единая цель и одноплановость

действия, что подчеркивает классическую простоту такой игры. Народные

игры имеют игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребёнка

в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не

надо забывать, что, считалка – это и проявление словесного детского

творчества. Например, считалка Владимирской области:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц,

А за месяцем – луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету, а я сяду и поеду.

Я поеду в город Шую

Привезу гармонь большую.

А как выйду за село, заиграю весело!

Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например,

дети Владимирской области во время игры в прятки приговаривали: «На

месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты

не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор».

Степаненкова Э.Я. в методике организации и проведения народных

подвижных игр выделяет следующие этапы проведения игры: выбор игры;

подготовка к проведению игры; организация играющих и объяснение

игры; проведение игры и руководство ею; подведение итогов игры.

   Особое внимание следует уделять ознакомлению дошкольников с

новой игрой, при этом следует тщательно планировать предварительную

работу, которая может в себя включать:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов,

космонавтов, военных, то есть представителей тех профессий, которые

требуют хорошей физической подготовленности, крепкого здоровья,

объясняя при этом полезность занятий физкультурой, спортом, прогулок и

игр на свежем воздухе.

2. Рассматривание репродукций с картин, изображающих русских

богатырей, игры и забавы детей и взрослых, например, В.М. Васнецов

«Три богатыря», «Витязь на распутье»; В.И. Суриков «Взятие снежного

городка», «переход Суворова через Альпы»; Б.М. Кустодиев «На ярмарке»,

«масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник», а также иллюстрации к

русским народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых,

отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в

прошлом и настоящем.

3. Ознакомление детей с народными промыслами, отражающими быт,

труд, отдых русских людей. 4. Составление коротких рассказов для детей об истории появления

русских народных подвижных игр на основе имеющегося литературного

материала.

5. Прослушивание записей русских народных песен, записей оркестра

Владимирских рожечников. Использование их на музыкальных занятиях,

на физкультурных досугах, на фольклорных праздниках.

6. В план предварительной работы с детьми можно включить и занятия,

связанные с ознакомлением детей с родным городом, краем, Россией.

7. Разучивание русских народных считалок, жеребьёвок, закличек, которые

затем могут использоваться в играх.

8. Можно предложить использовать и такую форму работы как домашнее

задание, которое включит в себя посещение детей с родителями

исторических мест родного города, разучивание считалок, разговор с

родителями, бабушками и дедушками об их детских играх и забавах.

Например, можно рассказать детям старшего дошкольного возраста

об истории игры Горелки. Свой рассказ начать с того, что игра Горелки

была самой распространённой на Руси. Наши предки от крестьянина до

боярина забавлялись этой игрой. Даже цари иногда в неё играли. Ежегодно

в самый длинный день лета, летнего солнцестояния – 23 июня – у славян

был праздник Ярилы (а позднее Купалы), посвящённый Солнцу. Отсюда и

слова:

 1 вариант

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Стой подоле, гляди в поле:

Ходят грачи, едят калачи.

Птички летят. Колокольчики звенят

Раз, два, не воронь.

Беги как огонь!

2 вариант

 Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

3 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три

Последняя пара – беги!

4 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Тут гуси летят, на всю Русь кричат.

Га, га, га, га, га, га,

Не догнать нас никогда!

5 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Делай дело – глянь на небо.

Облака плывут, журавли зовут:

Курлы-си, курлы-си

Побежим-ка по Руси.

6 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят

Колокольчики звенят:

Диги – диги – диги – дон, выбегай

Из круга вон!

Затем можно познакомить детей с правилами игры, при этом не

разучивать заранее слова рифмовки. Как советует А.П. Усова, лучше

включить эти слова в проведение самой игры, как сюрприз. При выборе

«горящего» можно использовать русскую народную считалку

 Заря-зарница,

 По морю ходила,

 Ключи обронила.

 Ключи золотые,

Вещи дорогие.

   В процессе самой игры, как рекомендует А.П. Усова, рифмованные

слова не проговариваются, а пропеваются, как в старинном варианте.

Владимирская область – один из древнейших районов русской земли.

Наш край богат своими традициями, здесь сложено много песен, потешек,

забав, пословиц и поговорок, которые скрашивали порой не радостное

детство детей.

   Особенно популярными и любимыми на Владимирщине были такие

игры, как: «Десяты», «5 камушков», «Шандры» («Штандер»), «Палочки –

вышибалочки» и другие, которые развивали у детей мгновенную и

правильную реакцию, глазомер, внимание. Интересны игры с бегом:

«Догоняшки», когда водящих становится больше, а бегающих всё меньше

и меньше, «Деревяшки», когда нужно встать или сесть на что-то

деревянное, а то тебя осалят. А вот в Гусевском районе играли в игру

«Ручеёк», где есть интересные слова:

Ходи, Петя, ходи в рай,

Ходи в дедушкин сарай.

Там и пиво, там и мёд,

Там и дедушка живёт.

Первый раз прощается, второй раз – запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас!

  Такие игры носят познавательный характер, развивают ловкость,

выносливость, учат доброте, гостеприимству.

  Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с

народными подвижными играми, в том числе и Владимирскими,

приобщает детей не только к физической культуре, развивая ловкость,

быстроту, глазомер, быстроту реакции, но и расширяет кругозор,

приобщает к культуре родного края. Радость движения в играх сочетается

с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,

заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,

создаётся эмоционально положительная основа для развития

патриотических чувств, таких как любовь и преданность Родине.

Игры Владимирской области

1.Цепи кованые (кандалы)

деревня Кол Гусь-Хрустального района Владимирской области

Игроки разделяются на две команды. Берутся за руки, образуя две

шеренги, стоящие друг против друга на некотором расстоянии. Затем

следует диалог между игроками шеренг:

Цепи! - Кованый - раскованный,

Кованые! Раскуйте одного!

Разорвите нас! Кого?

Кем из нас? Братца моего!

Колей! Как зовут его?

 Сережей!

Коля (Серёжа) бежит к противоположной шеренге. Стараясь разорвать

сцепление руки двух играющих. Если ему это удается, он с торжеством

возвращается в свою шеренгу, уводя с собой одного игрока

противоположной команды. Если не удаётся разорвать цепи, то он остается

в шеренге соперника. Игра начинается снова.

2. Цапки

С. Слединово Александровского района Владимирской области.

Один из игроков – ведущий. Он вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из

играющих под ладонь ставит свой указательный палец.

Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины.

Котик. Жаба. Цапа!

При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы. А ведущий, сжимая

ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из

игры.

3. Чурили

Д. Соколово Александровского района Владимирской области

Играющие выбирают двух водящих. Одному завязывают платком глаза,

другому дают колокольчик. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы – брынцы – бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет – того «жмурка» не поймает!

После этих слов игрок с бубенцом начинает в них звонить и ходить в

круге. А «Жмурка» старается его поймать. Как только «Жмурка» его

поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль папы и мамы в воспитании ребёнка"

консультация для родителей "Роль папы и мамы в воспитании ребёнка"...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка".

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"....

Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии т воспитании ребёнка"

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло....

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"

Консультация для родителей о роли скизки в развитии и воспитании ребёнка....

Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...