Развивающая среда ДОУ
учебно-методический материал на тему

Попкова Анастасия Владимировна

модель конспекта "поезд"

модель календарного плана образовательной работы "соты"

развивающая среда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.sreda_dou.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»

        

                Работа по самообразованию

Тема: Развивающая среда ДОУ

Выполнил воспитатель:

 Попкова Анастасия Владимировна

с.п. Зайцева Речка

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. Модель конспекта занятия в варианте плана «Поезд»…………….…..3 Задание 2. Модель календарного плана образовательной работы «Соты»..........5

Задание 3. Развивающая среда ДОУ ………………………………………………7 Список литературы………………………………………………………….…....10

Задание 1. Модель конспекта занятия в варианте плана «Поезд»

Возрастная группа или подгруппа детей: 5-6 лет

Дата проведения: 04.03.2015 г.

Ф.И.О. воспитателя: Попкова А.В.

Тема занятия: Золотая хохлома

Цель занятия: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Психолого-педагогическая структура занятия

Дидактическое обеспечение образовательного процесса

Предполагаемая модель общения

Мотивация деятельности

Показ хохломских изделий, рассматривание фотографий,  загадка о хохломе. Ключевые слова: роспись, мастера, орнамент, ложки, ковши, краска, дерево, ярмарка. Задача: заинтересовать детей. Мотивирующий вопрос: а хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Взрослый-взрослый

или дети-дети

Совместная постановка цели (нахождение смысла деятельности, ее значимости в будущем или практическая направленность. Например, подарок кому-либо)

Рассказ о Хохломе, старинное предание о возникновении. Сейчас, ребята,  вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши досочки узорами. Настоящие умельцы смогут расписать предметы утвари в подарок  маме.

Взрослый-взрослый

Нахождение в общей цели значимой для ребенка личной цели

У некоторых «мастеров»  берется интервью с целью закрепления материала. Например: как делают деревянные или глиняные заготовки под роспись? Чем расписывают посуду? Как называются те или иные элементы орнамента Хохломы?

Взрослый-взрослый

Поиск проблем

Обсуждение с детьми предстоящей работы. Какие краски использовать? Чем заменить золото для «золотой хохломы»? С чего начать  роспись?

Взрослый-взрослый

Создание уверенности в успешном решении проблемы (опора на прошлый опыт)

Вспомнить с детьми ранние работы в подобной технике. Например, как украшали платочки (роспись красками), повторяя узор.

Взрослый -дети

Самостоятельное решение проблем

Вспомнить с детьми правила работы с красками и кистью. Какую кисть лучше использовать для данной работы: мягкую или жесткую и т.д. И почему? А сможете ли вы, ребята, как настоящие мастера, расписать посуду для выставки?

Взрослый-взрослый

Помощь, показ, объяснение по желанию детей

Показ образцов готовых работ, подсказка.

Родители — дети

Создание условий для самореализации детей

Дети выбирают заготовку для росписи, готовят нужные цвета красок, кисть.

Взрослый — взрослый

Создание условий для успешного выполнения работы всеми детьми (индивидуальный подход)

Дети расписывают заранее вырезанные картонные заготовки. Как образцы используют фотографии и картины работ Хохломских мастеров. Воспитатель помогает, если требуется помощь.

Взрослый — взрослый

Формирование адекватной самооценки детей

Сравнение своей работы с работой мастера, и работами сверстников.

Взрослый — взрослый

Практическое использование результатов деятельности

Организация выставки «Хохлома руками детей»; изготовление сувениров родным.

Взрослый — взрослый

Задание 2. Модель календарного плана образовательной работы «Соты»

Возрастная группа: 6-7 лет

Месяц: ноябрь

Дни  недели

1-я неделя

Тема «Одежда»

2-я неделя

Тема «Игрушки»

3-я неделя

Тема «Сказки»

4-я неделя

Тема «Посуда»

Понедельник

Ознакомление с окружающим

«Поможем Маше-растеряше одеться»

Физкультурное

Ознакомление с худож/лит-рой

Чтение рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Ознакомление с окружающим

«В магазине игрушек»

Физкультурное

Ознакомление с худож/лит-рой

В.Катаев «Цветик - семицветик»

Ознакомление с окружающим

«Путешествие по сказкам»

Физкультурное

Ознакомление с худож/лит-рой

Рассказывание р.н.с. «Царевна - лягушка»

Ознакомление с окружающим

«Веселое чаепитие»

Физкультурное

Ознакомление с худож/лит-рой

К. Чуковский «Федорино горе»

Вторник

ФЭМП

Пространственные отношения: справа, слева

Худ.тв-во (аппликация)

«Разноцветный шарфик»

Музыкальное

ФЭМП

Представление: один - много

Худ. тв-во (аппликация)

«Ванька – встань - ка»

Музыкальное

ФЭМП

Пространственные отношения: между, посредине

Худ.тв-во (аппликация)

«По следу колобка»

Музыкальное

ФЭМП

Пространственные отношения: внутри - снаружи

Худ.тв-во (аппликация)

«Чайный сервиз»

Музыкальное

Среда

Коммуникация (обучение грамоте)

Звуки М

Логопедическое

Худ.тв-во (рисование)

«Украсим сарафан ромашками»

Коммуникация (обучение грамоте)

Звук Мь

Логопедическое

Худ.тв-во (рисование)

«Филимоновская игрушка» роспись

Коммуникация (обучение грамоте)

Звук П

Логопедическое

Худ.тв-во (рисование)

Рисование по замыслу «Любимые герои»

Коммуникация(обучение грамоте)

Звук Пь

Логопедическое

Худ.тв-во (рисование)

«Голубое чудо Гжели» роспись

Четверг

ФЭМП

Пространственные отношения: справа, слева

Музыкальное

Худ.тв-во (лепка)

«Красивая  шубка для куклы Кати»

ФЭМП

Представление: один - много

Музыкальное

Худ.тв-во (лепка)

«Филимоновский

конь»

ФЭМП

Пространственные отношения: между, посредине

Музыкальное

Худ.тв-во (лепка)

«Сказочные сюжеты» пластилинография

ФЭМП 

Пространственные отношения: внутри - снаружи

Музыкальное

Худ.тв-во (лепка)

«Гончарное мастерство»

Пятница

Коммуникация (р.р.)

«Одежда, обувь, головные уборы осенью»

Познавательно-конструктивная (конструирование)

Шкаф для куклы

Коммуникация (р.р.)

«Моя любимая игрушка»

Познавательно-конструктивная (конструирование из бумаги)

Оригами «кусака»

Коммуникация (р.р.)

«Литературный калейдоскоп»

Познавательно-конструктивная (конструирование)

«Теремок»

Коммуникация (р.р.)

Рассматривание посуды, предметов бытовой техники

Познавательно-конструктивная (конструирование)

Полочки для посуды

Задание 3. Развивающая среда ДОУ

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

 В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

- каждому возрасту соответствуют определённые психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

1)Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка и взрослого.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

6.Принцип открытости – закрытости.

7. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включённого в неё субъекта.


Список литературы:

  1. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников, СПб., Детство-пресс, 2003.
  2.  Гайказова Р. Т., Кострыкина Т. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.
  3.  Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. М., -Кудиц», 2003.
  4. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., Просвещение, 1987.
  5. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб., Детство-пресс, 2005.
  6.  Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации / Сост. Н. В. Нишева, СПб., Детство-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...