"Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Савинкина Лариса Николаевна

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который появляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активности ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребёнка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Ем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции выполняют за человека машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов- ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ход этих игр развиваются следующие движения:

·         хватание: ребенок учится захватывать предмет

·         соотносящие движения: ребенок учится совмещать два предмета

·         подражание движения рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий

·         движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «Буравчик». И.п. тоже. Фаланги сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. «Краб». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

8. «Спиральки». Каждый палец руки поочередно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же с другой руки.

Игры с различными предметами и материалами.  

Цели и задачи:

·         Развитие хватания

·         Развитие согласованных движений обеих рук

·         Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

·         Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний

·         Развитие осязания

·         Развитие мышления и воображения.

 

Материалы:      

 

·         Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

·         Показ действий

·         Действия руками ребёнка

·         Поэтапная словесная инструкция

 

Игры:      

·         «Прячем ручки»,

·         «Спрячь в ладошке»,

·         «Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),

·         «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),

·         «Забавные шнурки»,

·         «Пришей пуговицу»,

·         «Идём в магазин» (расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек- липучек, пуговиц, кнопок),

·         «Одеваем кукол»,

·         «Поиграй на пианино»,

·         «Пальчиковый театр»

 

           Пальчиковые игры:

     Цели и задачи:

·         Развитие согласованных движений обеих рук,

·         Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

·         Развитие внимания.

Методы обучения:

·         Показ действий

·         Действия руками ребёнка

·         Самостоятельные действия ребёнка

Предложу вашему вниманию одну игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять- родные братцы.

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(пальцы)

 

-Да, дети, это пальцы.

-Почему пальцы «родными братьями называют»?

-У всех пальцев каждой из рук «мама»- это кисть.

-Любите ли вы играть с пальцами?

-Покажите пальчики правой(левой) руки.

-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

-Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

-Как вы думаете, почему он так называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать правой рукой без него.

-Возьмите карандаш со стола (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому что он главный- большой.

-И ещё 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька- указка! Мишка- середка! Гришка- сиротка! Да Крошка- Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

 

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…)

-Наши пальчики могут всё, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать,

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая спят на одеяле.

О.Дриз

 

Теневой театр

Цели и задачи:

 

·         Развитие согласованных движений обеих рук,

·         Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

 

Материалы:

 

Настольная лампа

 

Методы обучения:

 

·         Показ действий,

·         Действие руками ребёнка.

 

Предлагаемые фигуры:

«Дерево»: поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальца: пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер и дерево закачалось»).

«Зайчик»: сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»); можно так же изобразить, как зайчик «скачет», «танцует».

«Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец- получатся «рога» на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза «бодается», «ходит» и другие фигуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

        

        Доклад

На тему «Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста»

        Консультация для воспитателей        

Воспитатель:

Савинкина Лариса Николаевна

                                                2015 год

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который появляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активности ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребёнка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Ем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции выполняют за человека машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов- ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ход этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие движения: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движения рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «Буравчик». И.п. тоже. Фаланги сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. «Краб». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

8. «Спиральки». Каждый палец руки поочередно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же с другой руки.

Игры с различными предметами и материалами.  

Цели и задачи:

  • Развитие хватания
  • Развитие согласованных движений обеих рук
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
  • Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
  • Развитие осязания
  • Развитие мышления и воображения.

Материалы:        

  • Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

  • Показ действий
  • Действия руками ребёнка
  • Поэтапная словесная инструкция

Игры:        

  • «Прячем ручки»,
  • «Спрячь в ладошке»,
  • «Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),
  • «Забавные шнурки»,
  • «Пришей пуговицу»,
  • «Идём в магазин» (расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек- липучек, пуговиц, кнопок),
  • «Одеваем кукол»,
  • «Поиграй на пианино»,
  • «Пальчиковый театр»

           Пальчиковые игры:

     Цели и задачи:

  • Развитие согласованных движений обеих рук,
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • Развитие внимания.

Методы обучения:

  • Показ действий
  • Действия руками ребёнка
  • Самостоятельные действия ребёнка

Предложу вашему вниманию одну игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять- родные братцы.

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(пальцы)

-Да, дети, это пальцы.

-Почему пальцы «родными братьями называют»?

-У всех пальцев каждой из рук «мама»- это кисть.

-Любите ли вы играть с пальцами?

-Покажите пальчики правой(левой) руки.

-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

-Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

-Как вы думаете, почему он так называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать правой рукой без него.

-Возьмите карандаш со стола (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому что он главный- большой.

-И ещё 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька- указка! Мишка- середка! Гришка- сиротка! Да Крошка- Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…)

-Наши пальчики могут всё, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать,

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая спят на одеяле.

О.Дриз

Теневой театр

Цели и задачи:

  • Развитие согласованных движений обеих рук,
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Материалы:

Настольная лампа

Методы обучения:

  • Показ действий,
  • Действие руками ребёнка.

Предлагаемые фигуры:

«Дерево»: поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальца: пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер и дерево закачалось»).

«Зайчик»: сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»); можно так же изобразить, как зайчик «скачет», «танцует».

«Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец- получатся «рога» на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза «бодается», «ходит» и другие фигуры.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста"

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходи...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...