Главные вкладки

    Консультация для педагогов. Рекомендации педагогам. Причины появления агрессии у детей.
    консультация по теме

    Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

    1. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
    2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_po_rabote_s_agressivnymi_detmi.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации педагогам

    Причины появления агрессии у детей.

    Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

    1. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
    2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

    Социолог М. Мид  доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

    На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

    Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

    Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

    Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

    Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

    Портрет агрессивного ребенка

    Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

    Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

    Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

    Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»).

    Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

    Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

    Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

    Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

    Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

    Как выявить агрессивного ребенка

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

    Критерии агрессивности:

    Ребенок:

    1. Часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

    3. Часто отказывается выполнять правила.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках.

    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    7. Часто завистлив, мстителен.

    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

    Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

    Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

    Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

    Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

    Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях.

    Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

    1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

    3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    Рекомендации по работе с агрессивными детьми

    1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

    2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

    3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

    4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

    5. Обсуждать поведение только после успокоения.

    6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

    7. Учить нести ответственность за свои поступки.

    8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

    9. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

    10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

    11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

    12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

    13. Сохранять спокойный эмоциональный тон.

    14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

    15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

    16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

    17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т. п.)

    18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

    19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

    20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

    Используемая литература:

    1.  Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
    2. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
    3. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1963
    4. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

    В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

    Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

    Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

    Взаимодействие педагогов и семьи  при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

    Консультация для педагогов: "Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста".

    Как разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей "Телевизор как причина детской агрессии"

    Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, н...

    Консультация для родителей и педагогов "Игры на преодоление детской агрессии"

    Материал содержит информацию о причинах агрессии, формы проявления агрессии у ребенка, а также игры, которые можно использовать как родителям так и педагогам для направления агрессии в нужное русло....