Консультация
консультация на тему

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

          Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

         В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

        В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействия взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и взрослые создают благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

          В нашей средней группе игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

       Для физического развития детей нами создана зона двигательной активности, в которых интегрируются образовательные области физическая культура, безопасность, здоровье. Оборудование этой зоны направлено на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирование навыка выполнения правил безопасности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и осваивают в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Во время этих игр дети учатся ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, прыгать на одной и двух ногах, подбрасывать и ловить мяч, прыгать через скакалку, крутить обруч.  

      Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям. Во время этих игр дети закрепляют и дополняют свои знания об окружающем мире, учатся вести ролевые диалоги, объединяться в игре со сверстниками.

        Для реализации задач образовательной области «Труд» нами создан уголок труда, в котором имеется фартуки, лейка, пульверизатор, модели картинок: (последовательность одевания, раздевания, сервировки стола и т.д.). Здесь дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать свою одежду, выполнять обязанности дежурных.  

      Для художественно-эстетического развития детей есть центр музыкально-театрализованной деятельности. В этом центре реализуются задачи таких образовательных областей как: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы, проводится выставки работ.

         В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, используют в играх разные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок). Во время таких игр мы стараемся научить ребенка чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, развивать выразительность речи.  

        При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

      Для познавательного и речевого развития ребенка мы создали уголки речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщение к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Работу организуем по двум направлениям:

- проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

        В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных и образовательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

         В книжном центре расположены книги по интересам детей в соответствии с возрастом с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их. Здесь мы учим детей пересказывать любимые произведения с опорой на иллюстрации и без, составлять небольшие рассказы, пополняем и активизируем словарь детей, работаем над грамматическим строем речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....