Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цуканова Ольга Владимировна

Тема:   «Мастерская народных – умельцев»

 

Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промыслам

Задачи.

      Образовательные:

       научить детей самостоятельно строить композицию с учетом формы изделия, используя знания о характерных особенностях росписи гжели и, применяя нетрадиционные  техники рисования;

      закреплять и углублять знания о народных промыслах: хохломе, гжели, городце, дымке и др.; закреплять представления о музейных работниках

      Развивающие:

      развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных ремесел; развивать мышление, память, коммуникативные способности; художественное творчество и познавательные умения

      Воспитательные:

      прививать любовь и интерес к русским народным промыслам; воспитывать желание пополнять мини – музей своей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема:   «Мастерская народных – умельцев»

Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промыслам

Задачи.

        Образовательные:

         научить детей самостоятельно строить композицию с учетом формы изделия, используя знания о характерных особенностях росписи гжели и, применяя нетрадиционные  техники рисования;

        закреплять и углублять знания о народных промыслах: хохломе, гжели, городце, дымке и др.; закреплять представления о музейных работниках

        Развивающие:

        развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных ремесел; развивать мышление, память, коммуникативные способности; художественное творчество и познавательные умения

        Воспитательные:

        прививать любовь и интерес к русским народным промыслам; воспитывать желание пополнять мини – музей своей группы

Предварительная работа:

- чтение стихотворений В. Рождественского «Вологодские кружева», О. Куликовой «Гжель» и др.;

- заучивание потешек о народных промыслах;

- беседы с детьми, рассказ воспитателя о народных промыслах и музейных работниках;

- рисование элементов росписи, раскрашивание картинок;

- лепка изделий из соленого теста;

- рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»

- игры в «Лото»,  (разные варианты) «Собери картинку»,  д/и «Угадай по описанию», «Расскажи про свой узор», «Зимние узоры»;

- просмотр видеофильма «Гжель»;

- экскурсия в краеведческий музей  (Русская изба);

-  создание мини – музея в группе.

Работа с родителями: 

- помощь в изготовлении костюмов;

- составление и разгадывание кроссвордов совместно с детьми

Оформление: выставка иллюстративного материала «Народные промыслы»

Музыкальное оформление: русская народная песня «Барыня», русская народная мелодия

Материалы и оборудование:

        - ИКТ (кроссворд, дидактическая игра «Третий лишний),

- дидактическая игра «Юный реставратор»,

- синяя краска  (гуашь), ватные палочки, тарелочки декоративные, салфетки, колокольчик,

- костюмы (девочки –  юбки с элементами хохломской росписи, мальчики – поясок с элементами гжельской росписи, воспитатель – русский народный платок)

 

    Ход занятия

1 часть. Организационный момент

                        Звучит русская народная песня «Барыня»

                                        Дети входят в зал

        Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте  поздороваемся и по русскому             обычаю низко поклонимся в пояс.

2 часть. Основная

        Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня. Кто знает, что за платок на моих плечах?  (Русский народный)  Вы  сегодня такие нарядные, красивые! Девочки, скажите, пожалуйста, элементы какой росписи украшают ваши юбки? (Хохломской)  Мальчики, а на ваших поясах какая роспись?  (Гжельской).

        Воспитатель: Послушайте внимательно, у меня русский народный платок, у девочек  юбки с хохломской росписью, у мальчиков пояса с гжельской росписью. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  (Ответы)

        Воспитатель: Правильно, о русских народных промыслах.  Где можно увидеть предметы старины, изделия народных умельцев?  (Ответы)

        Воспитатель: Конечно, вы правы: на выставках, в музее. Недавно мы с вами посещали краеведческий музей, где в русской избе видели много разных экспонатов. Помните? (Ответы) В нашем мини – музее тоже есть предметы русской культуры. Назовите их.  (Ответы)

        Ребята, вы хотели, чтобы в нашем мини – музее появились новые изделия? (Ответы). Как вы думаете, а что для этого нужно сделать?  (Ответы).

        Воспитатель: Ребята, чтобы изготовить и правильно расписать то или иное изделие нужно знать и элементы, и цвета, и образы росписи. Вы согласны со мной? (Ответы) Поэтому, сегодня, прежде чем попасть в мастерскую, нам необходимо  выполнить несколько заданий. Если справимся, то получим 3 конверта,  которые нам очень пригодятся.   Вы готовы на испытания?  (Да)

        Воспитатель: Итак, вы знаете, что в музее работают люди разных профессий. Давайте побываем в роли некоторых из них. «Вправо, влево повернись и в искусствоведов превратись»

        Воспитатель: Уважаемые искусствоведы, предлагаю отгадать ключевое зашифрованное слово в кроссворде.

  1. Роспись, в которой используется образ коня, как символ богатства и образ птицы – символа счастья  (Городец)

2.  Вот черный изящный поднос

        С букетом из лилий, пионов и роз

        На нем бликами летними солнце играет,

        Каймой золотой по краю сверкает    (Жостово)

  1. Систематически повторяющийся узор  (Орнамент)
  2. Посуда непростая,

        А точно золотая!

        С яркими узорчиками

        Ягодками и листочками  (Хохлома)

        Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы, искусствоведы! Кто сейчас сможет прочитать зашифрованное слово на экране телевизора?  (Гжель) Правильно, вот и первый наш конверт. Давайте нарисуем глазами цифру один.  (Гимнастика для глаз)

        Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в реставраторов превратись»

Сейчас вам необходимо разделиться на 3 команды для игры «Юный реставратор». Для этого выберете один из «расписных ключиков».  (Дети подходят к столу, выбирают ключи с росписью).  В первую команду войдут те ребята, кто выбрал «гжель», во вторую – кто выбрал «дымку», в третью - «хохлому».  Внимание, вам нужно выбрать сначала  детали своей росписи, а потом как можно быстрее собрать заданную картинку.

        А теперь соперники должны проверить друг друга. (Взаимопроверка)  Все правильно? (Ответы)

         Назовите 3 отличия, гжельской росписи от дымковской росписи.  (Ответы)

        Молодцы, справились с заданием, вот и второй наш конверт. Давайте глазами нарисуем цифру два.   (Гимнастика для глаз)

        Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в экспертов превратись»         Давайте поиграем в игру «Третий лишний» (Дети проходят и садятся на стулья перед телевизором)

 Ребята, посмотрите на экран. Я считаю, что  здесь  2-я картинка лишняя.  (1-й слайд филимоновская игрушка,  2-й - гжельская)  Вы согласны? (прием «запланированная ошибка») Почему не согласны? (Ответы)  Посмотрите, на второй слайд, какие красивые дымковские игрушки! Правда?! (прием «запланированная ошибка») (Ответы)

        Очень хорошо, вот у нас и третий конверт. Давайте нарисуем глазами цифру три.

Воспитатель:         А сейчас все вместе мы отдохнем

                                И физкультминутку для пальчиков проведем

        Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в народных – умельцев превратись». Ребята, чтобы попасть в мастерскую нужно открыть ее  «волшебным ключом», но для этого нам прежде необходимо прочитать потешки о любом промысле или рассказать о любимой народной игрушке. Кто готов?  (Ответы)

        (Воспитатель «открывает» мастерскую, дети проходят и садятся за столы)

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, в мастерской только одна краска синяя, да тарелочка и доска разделочная белые. Скажите, в какой росписи 2 цвета -  белый и синий? (Ответы) Правильно, гжельской росписи. Давайте откроем конверты и узнаем, что там находится. (Воспитатель открывает и показывает картинки) Это элементы разных росписей. Мы сможем выбрать элементы гжельской росписи? (Дети находят картинки)  Я их на мольберте помещу, они  понадобятся в работе, не зря мы с вами старались, все испытания прошли. А сейчас вы можете выбрать для росписи  тарелку или доску и приступить к работе. Постарайтесь, чтобы ваши изделия были красивыми, аккуратными.                          (Звенит колокольчик вначале и в конце работы)

                                        (Работа детей)

3 часть. Заключительная

        Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в ребенка превратись». Ребята, посмотрите на свои работы. Как  думаете, справились вы с заданием? (Ответы) Ваши изделия обязательно пополнят наш мини – музей. Вы настоящие народные – умельцы! Как вы считаете, с  каким временем года можно сравнить  гжельскую роспись? (Ответы) Ребята, вы не заметили, в углу какой – то ледяной сундучок стоит? Давайте подойдем и посмотрим.

         Кто – то нам на память  подарки приготовил: матрешку - один из символов русской культуры, книжки – раскраски «Народные промыслы». Мы с вами  сегодня заслужили эти подарки? (Ответы)

        Воспитатель: Русская пословица гласит: «Сделал дело, гуляй смело»

                        Добры - молодцы, ложки в руки быстрее берите

                        Красны - девицы, на пляску русскую выходите!

        Воспитатель: Спасибо: вам, ребята – за работу, за пляску, гостям – за внимание.  Любите свою Родину, свою культуру!

                                        

        Дети прощаются с гостями и дарят им на счастье «волшебные ключики»

Цуканова Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе "День народного единства".

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Углублять знания о защитниках нашей Родины. Воспитывать гордость за свою страну и свой народ....

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Кружок « Умельцы» в подготовительной группе.

Актуальность выбора данной программы состоит в том, что у детей в этом возрасте необходимо развивать мелкую моторику рук, интеллект, развивать пространственное воображение, умение следовать инструкция...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Конспект "День народного единства" в подготовительной группе

Цель: Знакомство детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения....