«Родительский клуб», как форма работы с родителями будущих воспитанников
статья на тему

Лазутина Татьяна Михайловна

Родители будущих воспитанников не всегда готовы психологически к тому, что их малыш пойдет в детский сад. Их пугает и тревожит мысль о том, что наступает время, когда им придется  раставаться на весь день со своими крохами. Наша группа кратковременного прибывания, о которой говорится в данной статье, "снимает" ряд проблемных моментов, в связи с этим у малышей родителей посещающих наш клуб адаптация проходит быстро и мягко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Родительский клуб»

Форма работы с родителями будущих воспитанников

Содержание взаимодействия воспитателей и родителей, чаще всего носят узко направленный, ритуальный, односторонний характер. Основными темами общения воспитателей и родителей являются бытовые и организационные вопросы. Дошкольное детство, период, когда формируются базовые ценности, закладывается фундамент стили жизни, пишется сценарий жизни ребенка.  

На настоящий момент особенно остро стоит проблема недостаточного взаимодействия детского сада и семьи, проблема взаимного «непонимания» возникающих трудностей, перекладывание ответственности за воспитание и развитие ребёнка на противоположные стороны. Действительно, вектор ожиданий педагогов и родителей зачастую разнонаправленен. И основной причиной данного противоречия мы видим в недостаточности информации, как для педагогов, так и для родителей воспитанников.

Осознавая актуальность проблемы усиления взаимодействия, нахождения «точек соприкосновения», оптимизации процесса совместного воспитания и обучения дошкольников,   мы представляем в качестве альтернативного варианта взаимодействия такую форму работы как родительский клуб. В нашем учреждении родительский клуб успешно функционирует более пяти лет и называется «Здравствуй, малыш!».

О приоре, наш Родительский клуб охватывает такие направления взаимодействия с родителями как:

  • Взаимодействие с родителями воспитанников групп кратковременного пребывания общеразвивающей направленности на основе утверждённой образовательной программы;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников 2-3 лет, поступивших в детский сад в период адаптации на основе лицензированной авторской программы психолого – педагогической направленности «Карусель», а так же на основе разработанного и апробированного цикла родительских встреч

Для того чтобы, оптимизировать работу по взаимодействию и эффективному сотрудничеству с родителями, необходимо ответить на вопрос: «Что хотят родители от дошкольного учреждения? Каким они видят ребёнка на выпуске из детского сада? Каков порог их родительских ожиданий?»

Не случайно, под наше пристальное внимание попала категория родителей воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку именно у истоков становления взаимодействия возможно возникновение глубокого и эффективного сотрудничества в период всего дошкольного детства.

Мы выделили основные направления взаимодействия с родителями наших воспитанников в рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!»:

  1. Изучение потребности родителей,  их социальные пожелания к дошкольному учреждению на основе систематического анкетирования
  2. Взаимодействие с родителями с целью повышения их правовой педагогической  культуры, психологической просвещённости,  в процессе индивидуального консультирования, а так же в процессе организации цикла родительских встреч.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа, основанная на следующих принципах:
-  принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
- принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
- принцип создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Так же для решения поставленной проблемы по оптимизации взаимодействия и сотрудничества с родителями необходимо соблюдение ряда условий:

1. Социально-правовые условия: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные условия: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые условия: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие условия: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания;  ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Рассмотрим подробнее оба направления работы родительского клуба «Здравствуй, малыш!»

Многие склонны недооценивать важность и значимость организации групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, аргументируя тем, что дети мало времени проводят в условиях детского сада, что не способствует социальному развитию и не даёт оснований для прогноза дальнейшей оптимальной адаптации в условиях детского сада.

 Однако, мы убедились, что данное мнение зачастую неверно. Анализ работы  групп КП в нашем детском саду даёт основания предположить, что задачи развития и адаптации детей раннего возраста реально возможно решить при условии правильной организации работы.

 В рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!» решаются задачи психолого – педагогического просвещения родителей воспитанников, обеспечения плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию в условиях детского сада. Данные задачи решаются посредством выстраивания гармоничной триады взаимодействия «Ребёнок – педагог – родитель». Вся деятельность в группе осуществляется совместно с родителями воспитанников, обсуждаются проблемы родительских и детских страхов, возникающие при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение.        

Эффективность работы группы и родительского клуба вполне измерима на примере двух показателей:

  1. Изучение эмоционального состояния воспитанников
  2. Показатели адаптации воспитанников к условиям детского сада

Перейдём к рассмотрению реализации второго направления – работа с родителями вновь поступивших воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Данная работа построена на реализации программы «Карусель» по психо- эмоциональному и интеллектуальному развитию детей 2-3 лет и непосредственно на организации систематических родительских встреч в рамках работы клуба «Здравствуй, малыш!».

По проведению  социологического опроса родителей на предмет желания участвовать в такого рода взаимодействии  родителей и психолога, мы получили следующие данные: 64%родителей хотели бы участвовать  в данном мероприятии, 32% проявляют интерес, но аргументируют невозможность участия занятостью, недостатком времени, и лишь 4% опрошенных родителей не видят необходимости в общении с педагогом – психологом учреждения на массовых мероприятиях,

 при этом не исключая возможности индивидуального общения.

        При планировании организации первой встречи «Родительского клуба» мы опирались на принцип этапности. На первом  - организационном этапе, с целью привлечения и сосредоточения внимания родителей, включения родителей в процесс общения было организовано упражнение – приветствие «Моё имя». Во время этого упражнения родителями были сделаны выводы на сколько огромное влияние несет имя на характер человека.

Второй этап  - практико – ролевой. На данном этапе, в процессе игрового упражнения родители принимали на себя ту или иную роль, с целью почувствовать характер эмоциональных переживаний детей. Это упражнение особенно понравилось присутствующим потому что, был налажен эмоциональный контакт во взаимодействии родителей не только с психологом, но и  друг с другом.

В процессе игры, мы подвели родителей к основному информационному этапу. На этом этапе родителям была дана информация об особенностях раннего возраста. Те или иные особенности, родители соотносили с проявления индивидуальности характера и темперамента своих детей.

Четвёртый этап – этап подведения итогов, во время обсуждения работ мы сделали выводы о расхождении мнений «о правильном» воспитании детей и  принятии ребенка таким, какой он есть. На заключительном этапе было проведено упражнение направленное на развитие у родителей осознания необходимости  тактильного и эмоционального контакта родителей, особенно матери, с ребенком раннего возраста.

Изюминкой цикла являлось стремление построить систему работы с родителями таким образом, чтобы осуществлялась не простая передача набора определённых сведений, а происходило обыгрывание практических ситуаций, проживание родителями определённых отрезков жизни ребёнка, разрешение возможных внешних и внутренних конфликтов и противоречий, возникающих у детей.

Подводя итоги работы педагогического коллектива и психологической службы в рамках «Родительского клуба»  следует отметить, что уровень педагогической компетентности  и психологической просвещённости родителей значительно вырос, что показывает анализ анкет и опросных листов. Родители стали больше понимать потребности своих детей, стремится к эффективному сотрудничеству с детским садом, научились видеть в педагогах в первую очередь помощников в деле воспитания детей.

Следовательно, данная  форма работы достаточно эффективна и может  использоваться в целях педагогического сопровождения  и психологического просвещения семьи, основываясь на социальных запросах родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как форма работы с родителями

Родительский клуб как форма работы с родителями...

«Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Детский сад-  новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями,  сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный проце...

"Родительский клуб" как форма работы с родителями

quot;Родительский клуб" являентся одной из эффективных форм работы с родителями, которая позволяет организовать эффективное взаиммодействие как между родителями, так и между семьей и дошкольной ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ

Анализ мониторинга речевого развития за последние годы свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием вы...

Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания

Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания.ПриветствиеДобрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Предлага...