ЦИКЛ БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лукожева Наталья Васильевна

 

ЦИКЛ  БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта Лукожевой Н.В.

ЦИКЛ  БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»

Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.

Методы и приемы:

1.        Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые

помогают друг другу.

Произведения:

Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».

Михалков С. «Как друзья познаются».

Катаев В. «Цветик–семицветик».

Осеева В. «Просто старушка», «Сыновья».

Чуковский К. «Айболит».

2.        Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг

Другу.

3.        Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:

бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь;

малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды,

развлечь.

4.        Ситуация типа «Наши добрые дела»: дети вовлекаются в различные

добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.

5.        Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–

равнодушный.

6.        Фразеологизмы:

«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.

«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.

«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.

7.        Образование прилагательных:

доброта – добрый

зло – злой

друг – дружный, дружелюбный

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ

«Честность и скромность украшают человека»

«Не одежда красит человека, а поведение»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Обещал, значит выполни»

Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.

Произведения:

Толстой Л.Н. «Косточка»

Носов Н. «Леденец», «Огурцы»

Осеева В. «Что легче?» «Почему?»

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое»

1.        «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают

человека»

2.        «Что легче?», «Леденец», «Огурцы», «Косточка» – «Лучше горькая

правда, чем сладкая ложь».

3.        «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»

Методы и приемы:

1.        Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в

каких произведениях рассказывается о скромных людях.

2.        Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности,  о

честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.

3.        Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –

скромные, честные, или лживые, себялюбивые.

4.        Придумать слова с противоположным значением к словам: честный,

правда:

а)        честный – бесчестный, лицемерный, лживый.

б)        правды – ложь, обман

5.         Фразеологизмы.

«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо

 

БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ

 «ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»

Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.

Произведения:

Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какие мамы»

Артюхова Н. «Трудный вечер»

Виеру Г. «Мамин день»

Осеева В. «Сыновья», «Почему»

Ненецкая сказка «Кукушка»

Методы и приемы:

1.        Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При

солнышке тепло, при матери добро».

2.        Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать

«При солнышке тепло, при матери добро»? .

3.        В каком произведении и почему девочка отказывается от своего

желания побегать, поиграть?

4.        Почему  мама  в  сказке   «Кукушка»  превратилась  в  кукушку  и

улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?

5.        В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа

«Трудный вечер»?

Ситуации:

Маму обрадовало, что я...

Мама печалится, когда...

Мама любит, когда (если)...

Мама отдыхает –

Мама заболела –

и т.д.

Ласковые обороты речи:

Мама – мамочка – мамуля – мамулечка

Фразеологизмы:

«Душа болит» – сильно беспокоиться;

«Золотые руки» – все умеет делать;

«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.

Пословица:

«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».

 

БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ

Цель:

Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.

Произведения:

Осеева В. «Просто старушка», «Волшебное слово», «Сыновья», «Хорошее».

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».

Методы и приемы:

1.        Спросить, кого называют вежливыми.

2.        Привести     примеры    вежливых     поступков    из     прочитанных

произведений.

3.        За какие качества называют человека «вежливым»?

4.        Предложить  для  упражнений   несколько   ситуаций:   «В   комнату

вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые

дела» и т.д.

5.        Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:

Мама – мамочка – мамуля

Папа – папочка – папуля

Бабушка – бабуля – бабулечка

Дедушка – дедуля – дедулечка

Сестра – сестренка — сестричка

Брат – братик – братишка

Друг – дружок – дружочек

Антонимы:

Вежливый – грубый

Фразеологизмы:

«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;

«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.

Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:

«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»

Цель:

Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.

Произведения:

Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Толстой Л.Н. «Два товарища»

Чуковский К. «Муха–Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»

Михалков С. «Три товарища»

Методы и приемы:

1.        Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.

2.        Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.

3.        Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.

4.        Поручить назвать смелых, кого знают дети.

5.        Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый»: несмелый, робкий, трус, трусливый.

6.         Фразеологизмы:

«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.

«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.         Влияние художественной литературы на нравственное во...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.

      Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. С...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

 Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и ле...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...