Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей дошкольного возраста в сюжетно–ролевых играх
статья (подготовительная группа) на тему

Захарова Алла Александровна

Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей; как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharova_aa.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей дошкольного возраста в сюжетно–ролевых играх

Автор: Захарова Алла Александровна,

воспитатель

Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей; как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.
 Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения.
 Помимо средств педагогического воздействия, в психолого-педагогической литературе, важное значение отводится педагогическим условиям, которые будут способствовать наиболее успешному руководству сюжетно – ролевыми играми, и при их помощи можно осуществлять нравственное воспитание детей дошкольников.
 В педагогических исследованиях, которые основывались на анализе передового опыта работы воспитателей, освещаются пути организации взаимоотношений в игровой деятельности. Наибольшее внимание уделяется введению определенных правил, регулирующих совместную деятельность детей, В.П. Залогина сформулировала правила совместного пользования игровым материалом, условия развития бережного отношения. Большое значение для формирования положительных взаимоотношений в коллективе, по мнению автора, имеет соблюдение правил товарищеского поведения в игре, которые устанавливаются воспитателем. Она подчеркивает, что даже при сильном увлечении игрой, ребенок не утрачивает реальных связей с окружающим; поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения в игре, следить за их выполнением.
 Проблеме определения педагогических условий нравственного воспитания в игре посвящены работы известных педагогов. Например, Р. И. Жуковская условиями, обеспечивающими нравственное развитие ребенка в игре, считает:
1. Ясно поставленные педагогом цели, постоянный учет «проектировки личности» ребенка.
2. Учет в организации игровой деятельности игровых интересов детей. Необходимо изучать характерные игровые интересы самих детей, чтобы учесть при развитии ценных в воспитательном отношении игр.        
3. Необходимость воспитания внимания и углубления моральных чувств к сверстникам и взрослым. Данное положение впоследствии нашло отражение в целом ряде исследований, посвященных изучению влияния чувств и эмоций на результаты нравственного развития ребенка в деятельности.        
 Д.В. Менджерицкая определяет следующие педагогические условия, которые будут способствовать воспитанию моральных качеств ребенка в игре:        
 1. Целенаправленное руководство игрой. Если воспитателю удается заинтересовать детей тем. Что он показывает или рассказывает, направить их внимание на моральную сторону фактов и событий жизни, повлиять на их эмоции без излишнего морализования, а в игре естественно отражается то хорошее, с чем знакомят детей.        
 2. Организация активности ребенка в игре. Характер активности, ее направленность в значительной степени определяют положения ребенка в детском коллективе.
 3. Индивидуализация задач руководства игрой. Необходимо учесть, что субъектный опыт ребенка влияет на отношение его деятельности; следовательно, чтобы полностью использовать воспитательный потенциал игры, необходимо понять особенности, интересы каждого ребенка и опираться на них.        
 4. Выработка единой линии воздействия на ребенка в различных видах деятельности.
 Целым рядом психологических и педагогических исследований показано, что при систематическом руководстве игрой, к пяти годам дети овладевают основными способами игрового поведения и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого вмешательства взрослого.        
 Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

 Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

 Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.        
 Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.  Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх"

Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память,...

Обобщение опыта работы. Тема: "Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность"

Формирование навыков самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса....

Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.

   Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...

Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."

Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Консультация для родителей.

А.С. Макаренко писал: «Мы не знаем, нужно ли воспитывать мужество. А вдруг это «непедагогично»? А вдруг это опасно для здоровья?» Нельзя воспитать мужественного человека, ...

Воспитание нравственно – волевых качеств у детей дошкольного возраста по средствам подвижных игр.

Ребенок, прежде всего, должен быть здоров. Поэтому правительство России уделяет значительное внимание физической культуре и спорту.  «В здоровом теле – здоровый дух» - все...

ТЕМА:«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»

Формирование  нравственно – патриотических чувств, обогащение и углубление знаний детей о семье, Родине и малой Родине....