Духовно-нравственное становление личности
статья на тему

В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы чувства сопричастности, любви, ответственности, прежде всего по отношению к своим родным и близким, своей малой родине, народной культуре, исторической памяти.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_stanovlenie_lichnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное становление личности

Современному обществу нужны люди, способные, с одной стороны, быстро адаптироваться к меняющемуся социуму, с другой – обладающие внутренней устойчивой позицией.

Период дошкольного детства имеет особую значимость для становления личности и формирования нравственно-патриотических чувств, поскольку происходит усвоение основных социальных навыков, нравственных привычек, которые позволяют личности в дальнейшем осуществлять контроль и регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали.

   В настоящее время воспитание таких личностных качеств в детях, как вежливость, отзывчивость, чуткость, любовь, доброта, гордость за свою Родину, стремление прийти на помощь, умение общаться с людьми в воспитательном процессе происходит стихийно.

Поэтому, патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Ведь в новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны зависит его судьба. Основная задача – воспитание активного участника, умеющего решать конфликтные ситуации, управлять собой, чувствовать ответственность за совершенные поступки, принимать людей такими, какие они есть.  Необходимо учить детей защищать свои права и права другого человека.

Опираясь на общечеловеческие ценности (доброта, красота, совесть, любовь), мы можем раскрыть духовную сторону личности каждого ребенка. Мы должны воспитать Благородного Человека, которому присуще такие качества как: сопереживание,  понимание чувств  другого человека, уважение чужого мнения.

   В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, её географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входит ответственность, желание и  умение трудиться на благо Отечеству, беречь и умножать богатство Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, то есть, воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Мы сообщаем ребенку определенные знания о том, что он уже успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к  искусству. Дети узнают не только о традициях, но и участвуют в них, принимают их, привыкают к ним.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Оптимальным для духовно-нравственному воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых народных праздников (Ярмарка, Масленица, Пасха, Троица и т.д.)

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются: само окружение (природное, социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. (Встреча в музыкальной гостиной «Самая любимая и дорогая» - к дню Матери, «Папа лучший друг» - к Дню Защитника Отечества)

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти социально-экономические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре. Но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.

Мы должны развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы чувства сопричастности, любви, ответственности, прежде всего по отношению к своим родным и близким, своей малой родине, народной культуре, исторической памяти.  Эти добрые чувства, возникшие в детстве, помогают человеку справляться с жизненными невзгодами, не преступая нравственных законов, не позволяя агрессии и жестокости руководить мыслями и поступками.

Литература

  1. Дошкольная педагогика /под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин. – М. Просвещение, 1986
  2. История педагогики / Под ред. Шабаевой М.Ф. –Москва, 1981
  3. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей –Москва, 2007
  4. Дошкольное воспитание /журнал №1 – 2005
  5. Детский сад от А до Я /журнал №1 – 2007
  6. Строим будущее!/ сборник методических материалов из опыта работы образовательных учреждений РХ сост. И.И. Гончарова, А.В.Крайсветняя, О.Н. Шадрина, Абакан, 2007

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка – детский сад №27 «Сказка»

Духовно – нравственное становление личности, как основа патриотического воспитания дошкольников.

Воспитатель: Норец Л.В.

Саяногорск, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Консультация для родителей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и орентиров принадлежит семье. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нра...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"

Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...