Практико-ориентированный проект. Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Средняя группа.
проект (средняя группа) на тему

Долгова Юлия Владимировна

Детский сад и семья – первый социум для ребенка. Семья — это общество в миниатюре,  от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. 
Адлер Ф.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,  но прежде всего и дольше всего — люди.  Из них на первом месте — родители и педагоги. 
Макаренко А. С.

"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". 
Сухомлинский В.А.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 1457

(дошкольное отделение)

г. Москвы

Практико-ориентированный проект. Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Средняя группа.

Тема: « Мы вместе»

Подготовила

Долгова Ю.В

Содержание.

Пояснительная записка.

Актуальность.

1.Основная часть

1.1 Формы взаимодействия с родителями.

1.2Проблемы в работе с родителями  в работе ДОУ

2.Практическая часть.

3.Заключение

Список литературы.

Проект « Мы вместе»

Детский сад и семья – первый социум для ребенка. Семья — это общество в миниатюре,  от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. 
Адлер Ф.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,  но прежде всего и дольше всего — люди.  Из них на первом месте — родители и педагоги. 
Макаренко А. С.

"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". 
Сухомлинский В.А.


Пояснительная записка. 

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. 

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.   

Актуальность.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению
задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. 

1. Основная часть.
Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищенности. 
Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны. 
По моему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно. 
В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением встала задача поиска эффективных форм работы с детьми и родителями. 

1.1Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). 
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Активные формы и методы работы с родителями.

_общие и групповые собрания

-консультации

-анкетирование

-выставки детских работ

-Дни открытых дверей

-беседы с детьми и родителями

-совместное создание предметно-развивающей среды

-тренинги

-и т.д.

По итогам анкетирования, мы выявили, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По данным опроса сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. 
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! 

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать  единое пространство развития ребенка в семье и 
ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? 

1.2Изучение и анализ  социально-педагогических, экономических, демографических особенностей и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного  воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе ДОУ с семьей.

К ним относятся проблемы:

  • Неорганизованный досуг детей и взрослых.
  • Ухудшение здоровья у детей.
  • Взаимоотношения родителей и детей.
  • Работа родителей как следствие, нет времени заниматься с детьми.
  • У родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.


Изучение семьи, как правило, проводилось воспитателями, что очень важно для грамотной организации работы с ребёнком и родителями. Обязательно в совместную работу с родителями должны быть задействованы специалисты: психолог, логопед.

Поиск эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели  с семьей в условиях детского сада и создания проекта. 

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.


Гипотезы проекта
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 

Цель проекта:

  • обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания,
  • оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям),
  • поддержка всестороннего развития личности детей.

Объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. 

Направления деятельности: 
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей); 
2. Практически- действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.) 

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями, педагогами.

2.Установление доверительных и партнерских отношений.

3. Вовлечение семей в единое образовательное пространство.

2 Практическая часть.

Участники проекта: дети разновозрастных групп, педагоги, родители.

Тип проекта: : практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Доминирующая в проекте деятельность : игровая, нравственно-духовная.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Социальная значимость проекта: проект затрагивает всех участников этого проекта: детей,родителей,педагогов.

Реализация проекта в образовательных областях:

-Социализация

-Познание

-Коммуникация

-Художественное творчество

-Безопасность

-Здоровье


Правила работы:

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
  • общение с родителями ребёнка должно быть не во вред ему, а во благо
  • изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным
  • изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Проект реализуется в три этапа.

Подготовительный этап предусматривает следующие виды деятельности:

  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьёй.

В ходе основного  этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей. 

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта. 

Пути реализации

План реализации

Пути решения,  результаты

Подготовительный этап

1. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность

1. Создать сайт ДОУ, Оформить "Паспорт ДОУ", фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию 
2. Собрать информацию о неорганизованных детях. 
3. Провести конкурс лучший родительский уголок 

2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1.Социальный анамнез 
2. Оформить родительские уголки 
3. Провести День открытых дверей

Основной (второй) этап

1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса

1. Оформить домашнюю игротеку. 
2. Организовать проведение праздников (совместных)
3. Организовать походы и экскурсии 
4. Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ: 
Фотовыставка "Моя семья"

Акция добрых дел. Мастерим подарки.


Выставка работа из нетрадиционного материала "Зимние пейзажи" 
"Планета детства" ко Дню защиты детей. 
Природа и фантазия. Выставка поделок из природного материала.

2. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом

1.  Работа в творческой группе нашей группы.
2. Собрать библиотеку для родителей  
3. Провести диагностирование состояние здоровья семей и консультирование по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей. 
4. Провести родительские общие собрания: 
"Задачи воспитания и обучения в новом учебном году и пути их реализации".

5.Вместе в школу мы пойдем» Родительское собрание для будущих первоклассников. 
6.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребенка" "Ваш ребенок первоклассник. Новые обязанности и первые трудности" 
Анализ работы детского сада. Летний оздоровительный сезон. 
8.Групповые собрания

3.Наглядное информирование родителей: 

1.Об истории и традициях ДОУ  сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми, 
2.О возрастных особенностях дошкольников, 
3.О значении семейного воспитания, 
4.О творческих способностях детей дошкольного возраста 
5.Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др

4.Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ


1. "В детский сад без слёз" 
2. Семинар – практикум "Как помочь своему ребёнку" 
3. День открытых дверей.
4. "Ваш ребёнок первоклассник. Новые  обязанности и первые трудности" 
9.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребёнка" 

Заключительный (третий) этап

1. Итоги, 
перспектива

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. выявляться образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ



Результаты работы над проектом можно представить следующим образом. 
Работа с семьёй в детском саду способствует:

  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
  • Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников,
  • Повышению доверие к педагогам,
  • Снижению количества семей группы риска.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей
  • уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей
  • положительные отзывы партнеров и участников проекта
  • новые формы сотрудничества семьи и ДОУ
  • посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений
  • отсутствие фактов жестокого обращения с детьми
  • уменьшилось количество детей с нарушениями речи на 4%.


Формы проведения работы 
с родителями

  1. Консультации и беседы
  2. Родительские собрания
  3. Конференции
  4. Семинары-практикумы
  5. Анкетирование
  6. Дни открытых дверей
  7. Телефон доверия.
  8. Семейные гостиные
  9. Участие в праздниках "Красный, желтый, зеленый", "День защиты детей", "Масленица", « Мамин праздник», « День рождения группы», « Именниники», « Мой папа самый лучший», «День смеха», « Моя семья лучшая»
  10. Совместные досуги : Физкультурно –психологический тренинг « Папа все может, здоровью поможет», Театральные досуги в разновозрастных группах, « Любимая подвижная игра моей семьи», « Семья-здоровый образ жизни»
  11. Совместные участия в выставках и вернисажах. « Где в москве мы побывали, что в Москве мы увидали», « Мои новогодние каникулы»(фотоотчет), « Моя ,мамуля».
  12. Методическая помощь семьям детей с особенностями в развитии.
  13. Индивидуальная работа с детьми с особенностями в развитии.

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом. 

Работа с семьёй в детском саду способствует:

  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
  • Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников,
  • Повышению доверие к педагогам,
  • Снижению количества семей группы риска.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей
  • уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей
  • положительные отзывы партнеров и участников проекта
  • новые формы сотрудничества семьи и ДОУ
  • посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений
  • отсутствие фактов жестокого обращения с детьми

Заключение:

На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОУ сложилась определенная система работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые  результаты: родители из «зрителей» и « наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками  воспитателя ,создана система самоуважения. Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они себя ощущают более компетентными в воспитании детей. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. В результате проделанной работы, использовании различных форм работы и методов общения с родителями, повысилось психолого-педагогическая грамотность родителей .Без родительского участия процесс воспитания невозможен ,или, по крайней мере неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества.

« В.А. Сухомлинский сказал: « Дети-это счастье ,созданное нашим трудом. Занятия встречи с детьми ,конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью»


Литература :

  1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу "Управление ДОУ".
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008

4.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.

5.Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.

6.Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.

Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей».

Цель: проанализировать, каким формам работы отдают предпочтение родители и как строить работу на год.

1.Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе:

а) всегда

б) иногда

в) не вижу смысла на них смотреть.

2.Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через какие источники информации:

а) у воспитателя

б) у знакомых

в) через специальную литературу, журналы

г) в интернете.

3.Какие из предложенных форма работы с родителями Вас заинтересовали или Вы считаете более необходимыми во взаимодействии детского сада и семьи:

а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей)

б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т.п.)

в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка

г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка

д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей

е) участие родителей в праздниках, в показе театрализации для детей Вашей группы

ж) участие в выставках

з) практикум «Здоровье детей в наших руках» (обучение родителей разным видам гимнастик)

и) совместные поездки в театры, океанариумы, в цирк и т.п.

к) совместные походы на природу в теплое время года

л) домашние задания (подобрать материал по теме, сделать рисунок и т.п.)

4.Оцените степень посещаемости выбранных Вами форм работы:

а) обязательно найду время для участия в выбранных формах работы

б) буду посещать в зависимости от свободного времени

5.Ваши пожелания и предложения.

Советы для родителей

1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы или таким, как вы хотите. Помогите ему стать собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. Вы дали ему жизнь, он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький хлеб». Ибо, «Что посеешь, то и пожнешь».

4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижайте ребенка!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучьте себя, если не можете сделать что-то для своего ребенка. Мучайтесь, если можете, но не делаете. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок это не тиран, который завладевает всей вашей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.

10. Любите своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.

Игры с ребенком.

Развиваем ребенка, не отрываясь от дел

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какието дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какоенибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а гдето рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.

Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий "вверх" и "вниз", "высоко" – "низко".

Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.

Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: "Вот едет большая красная машина", "А вот белая быстро-быстро догоняет нас". Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как "большой – маленький", "быстро – медленно", "грязная – чистая".

Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как "большая черная собака" побежала за "маленьким рыжим котиком". Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: "поломанные качели", "грязные туфли", дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша "между делом", вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие "между делом" для любимого крохи.

Ребенок на кухне.

Малышей тянет на кухню с первых же самостоятельных шагов. Ведь именно здесь - масса блестящих и непонятных, и тем более притягательных предметов, здесь хранятся разные вкусности, достоинства которых ребенок уже успел оценить, здесь родители проводят значительную часть времени за какими-то таинственными занятиями. Как же, не отрываясь от дел, помочь ребенку освоить кухонные «премудрости»?

Дети обожают возиться в воде. Если у вас есть неограниченная счетчиком возможность лить теплую воду, позвольте ему поплескаться в раковине. Подставьте удобную устойчивую табуретку, защитите его одежду от брызг, а чтобы совместить полезное с приятным - дайте помыть какие-нибудь фрукты. Грязные овощи давать для мытья не стоит - на них слишком много патогенных микробов. Предложите ребенку рассказать о фрукте, который он моет: какой он по цвету, форме? Где растет этот фрукт? Можно попробовать посчитать фрукты: «Я мою первое яблоко, второе яблоко и т. д.». Можно еще предложить детям найти различия между яблоками, грушами и т. д. Все эти не хитрые игры позволят развивать у детей внимание, восприятие, мышление, расширяет его представления о себе и окружающем мире.

Многие дети обожают подавать маме картофель для чистки. Не стоит так уж решительно запрещать ребенку это . Нужно только объяснить ему, что овощи пачкают руки, их не следует брать в рот, а после обязательно вымыть руки с мылом. А заодно можно предложить детям рассказать, на что похожа картофелина? Пусть ваш ребенок, наряду с помощью маме, развивает свое воображение, это ему пригодится. В этом возрасте (или даже еще раньше) приучайте ребенка мыть руки до и после кухонной деятельности. Пусть учится намыливать ладошки, массировать кисти, смывать грязную воду и тщательно вытирать руки полотенцем. Заодно с чистотой рук, ваш ребенок получает самомассаж кистей рук, а это способствует развитию речи и логического мышления.

Предложите ребенку накрыть на стол. Начиная с 3-4 лет ребенок уже должен привыкать к культурному поглощению пищи. Вместе с привитием навыков культурного поведения за столом, ваш ребенок будет развивать у себя пространственную ориентацию и структурно-зрительный анализ.

В этом возрасте дети с увлечением участвуют в приготовлении теста.

И для развития воображения и творческого мышления такая домашняя работа просто клад!!! Предложите своему ребенку самостоятельно придать форму будущему печенью или булочки увидите, что это будет произведение искусства!

Позвольте ребенку отмерять и считать «столовые ложки» различных ингредиентов, немного перемешивать жидкие и сыпучие вещества, держать миску, когда вы работаете миксером (если ребенок не пытается трогать руками работающий агрегат). Внимание! Держите все электроприборы, которыми вы пользуетесь на глазах ребенка, в недоступном месте. Вы даже представить себе не можете, как быстро дети схватывают последовательность приведения в действия даже весьма сложных механизмов. Если нет возможности каждый раз убирать на верхние полки всех кухонных помощников, снимайте с них силовые шнуры или включайте защиту от детей. Но, от помощи ребенка в работе с электроприборами есть и польза для ребенка: ребенок повышает познавательную активность, развивает точность движения рук, закрепляет навык счета и многое другое.

Точно так же можно найти и плюсы в совместной уборке квартиры. Здесь вообще полная свободаведь опасных предметов почти нет. Зато есть возможность развивать внимание при работе с пылесосом (показать маме соринки, которые она пропустила), или развивать аналитическую деятельность при попытке разобрать одежду для стирки, можно дать ребенку возможность вытереть пыль с предметов, он заодно и закрепит знания предметов мебели, а значит расширит представления о себе и окружающем мире. Может быть вы позволите малышу протереть пол на кухне? Тогда, помимо физического развития, ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве, планировать свою деятельность.

Ну и пусть вам придется немного переделать за своим ребенком, он ведь только учится! Главное не упустить то время, когда Ваше вниманиеэто то, что ждет ваш ребенок!

А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда вы можете присесть и отдохнуть, дожидаясь закипания супа, то можно с ребенком и поиграть вот в какие игры:

Золушка

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

Юный дизайнер

Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда.

Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Лепка из теста

Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1, 5 чашек муки, 0, 5 столовой ложки соли, 0, 25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0, 25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски.

Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках.

Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

Картины солью

Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными калининградскими художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, неприклеевшиеся остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.

Кот в мешке

Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их. Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Что пропало?

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Соломинки

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

Холодно-горячо

Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Фокус

Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! (Фокус лучше проводить над раковиной).

Кораблики и подводные лодки

Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

Из пустого в порожнее

Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.

Загадки

Загадайте ребенку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. Можете предложить логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Ею можно есть мясо, но нельзя есть суп» (вилка).

Играя с ребенком таким образом, вы не только приучаете его к труду, развиваете его психическую деятельность, но и даете ему самое необходимое – элементарное общение, душевное тепло и сердечность.

Недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают малыша в замкнутого «буку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе № 14 "Чебурашка" на 2017-2018 учебный год

Планирование разнообразных форм по взаимодействию с семьями воспитанников...

Презентация Направление формы взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе общеразвивающей направленности: «Информирование родителей»

Презентация Направление формы взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе общеразвивающей направленности: «Информирование родителей»...

План взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе

Оказание практической помощи в воспитании детей, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, способствовать стремлению к самообразованию, повышению уровня грамотности в области воспитани...

Отчёт по взаимодействию с семьями воспитанников в средней группе

Отчёт по взаимодействию с семьями воспитанников был подготовлен на педагогический совет. Взаимодействие с семьями воспитанников – это одно из основных направлений работы средней группы за 2019-2...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе «Стрекозки» на 2021-2022учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе «Стрекозки» на 2021-2022 учебный год...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе...