Значение пальчикового театра в развитии мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Культурно – досуговая деятельность 3-4 лет:
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 3-4 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
- Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
- Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, "Мамин день"). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.
- Самостоятельная художественная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки и т.д.
- Примерный перечень развлечений и праздников
- Праздники. Новогодняя елка, "Мамин праздник", День защитника Отечества, "Осень", "Весна", "Лето".
- Тематические праздники и развлечения. "Здравствуй, осень!", "В весеннем лесу", "Здравствуй, лето!", "Ой, бежит ручьем вода", "На бабушкином дворе", "Во саду ли, в огороде", "На птичьем дворе".
- Театрализованные представления. "Маша и медведь", "Теремок", "Волк и козлята", "Заюшкина избушка" (по мотивам рус. нар. сказок); "Потешки да шутки", "Были-небылицы", "Бабушка-загадушка" (по мотивам русского фольклора).
Пальчиковый театр, его особенности и значение
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова). Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова). Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить "выход" своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций.
Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
Познакомившись подробно с содержанием педагогического эксперимента, реализованного в ходе данного исследования, перейдем к диагностикам, а также сравнению и анализу полученных нами данных на всех этапах эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёека
консультация для родителей ДОО...
значение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики и речи детей.
«Если руки неумелы, ...
Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"
Материал предназначен для работников дошкольного образования...
Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»
Консультация для родителей«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»...
Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка»
Данная консультация помогает родителям применять пальчиковой театр в домашних условиях для развития речи детей....
«Значение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста»
Рекомендации для родителей...
Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики"
Развитие мелкой моторики влияет на речь дошкольников....