Индивидуальный план работы по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема:

«Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Шлапацкая Ирина Александровна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель дошкольного учреждения

(специальность)

Средне-профессиональное

(образование)

1 год

(стаж педагогической работы)

___________________

(квалификационная категория)

______________________

(курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2012 года

(дата начала работы над темой)

Май 2015 года

(предполагаемая дата окончания работы)

 

 

п/ст Выдрино

 План самообразования

 воспитателя

на

2012-2015 г.г.

Тема: «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

1.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

    Содержание деятельности:

      Изучение теоретических основ  по обучению дошкольников правилам дорожного движения  (Примерный список литературы к изучению - см. Приложение).

Сроки (начало - окончание): начало - сентябрь 2012 г.; окончание -февраль 2015 г.

 Форма представления результатов:

      Сообщение, доклад - теоретический анализ.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

Заведующая ДОУ,

2. Разработка программно - методического обеспечение образовательного процесса

Актуальность опыта:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

Целевая линия:

Целью является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

  • Закрепить с детьми знания правил уличного движения: правила перехода, назначение сигналов светофора, дорожные знаки и т.д.
  • Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
  • Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
  • Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущая ключевая идея:

  Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребе представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

  Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

Основные задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы реализации плана по самообразованию: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

3. Технологический аспект

Содержание деятельности:

 Цель: выявление наиболее эффективных педагогических условий, направленных на формирование целостного восприятия окружающей дорожной среды, а также навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой.

Задачи:

Задача 1.Создать пространственно – развивающую среду в группе и на участке ДОУ, отвечающую требованиям  для обучения дошкольников пдд.

 Сроки (начало - окончание):   2012 – 2014 г.г.

Форма представления результатов: Оснащение (совместно с воспитателями) уголков по пдд необходимыми атрибутами, предметами – заместителями для подражательной игры, воспроизводящей действия взрослых; обогащение игровой атрибутики в соответствии с современной окружающей действительностью (транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры;  дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД;  атрибуты для сюжетно-ролевых игр;  дорожные знаки), подбор художественной литературы.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

 Заведующая ДОУ.

Задача  2. Разработать содержание различных видов деятельности детей для I, II, III года обучения в рамках действия проекта по самообразованию, установить регламент проведения в режиме дня детского сада.

 Сроки (начало - окончание):  2012 – 2015 г.г.

 Форма представления результатов:

Составление перспективного плана работы с детьми, цикла тематических занятий по обучению детей пдд, разработка конспектов занятий, тематических досугов.

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

 Заведующий ДОУ.

 Задача 3. Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями. 

 Сроки (начало - окончание):  2012 – 2015 г.г.

 Форма представления результатов:

Экспресс – выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах; показ мастер – класса для педагогов ДОУ, организация тематических «круглых столов», семинаров – практикумов; организация работы совместно с воспитателями по близким направлениям по самообразованию.

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:
 
Заведующая ДОУ.

Средства:

Методическая разработка:

 

1.   Разработка и накопление методических материалов,  рекомендаций по обучению дошкольников пдд. Укрепление материально-технической базы.

 Сроки (начало - окончание): 2012 – 2013 учебный год.

 Форма представления результатов

-Теоретический анализ.

-Разработка практических рекомендаций.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы 

 Заведующий ДОУ.

 

 2.     Составление картотеки сюжетно-ролевых, подвижных игр по пдд, ориентирующихся: 

а) на возрастной фактор ознакомления с социальной действительностью; 

б) на программные задачи дисциплин, установленных в ДОУ.

  Сроки (начало - окончание): 2013 – 2014 учебный год.

 Форма представления результатов

Картотека

  Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы 

 Заведующий ДОУ.

  1. Составление картотеки диагностических методик для оценки:

 а) эффективности развивающего влияния предметной – игровой среды на возникновение у детей мотивации к сюжетно – ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения; 

б) знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе обучения правилам дорожного движения в доу..

  Сроки (начало - окончание): 2014 – 2015 учебный год.

 Форма представления результатов 

-Диагностический блок методик.

-Аналитическое заключение по результатам апробирования выбранных методик. 

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы  

 Заведующий ДОУ.

Организация работы с родителями.

    Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.

1.   Знакомство с работой ДОУ по данному направлению. 

2.     Разработка рекомендаций по изучению правил дорожного движения в домашних условиях.

Сроки (начало - окончание)

В течение всего периода (3 года) работы по самообразованию. 

Форма предоставления результата:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал  для родителей;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания;
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

        

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы  

 Заведующий ДОУ.

Организация работы с педагогическим коллективом

 

1.     Совместный анализ предметно – развивающей среды. 

 Сроки (начало - окончание): 2012 – 2013 учебный год. 

 Форма представления результатов 

     Аналитическое заключение.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы 

    Педагогический коллектив ДОУ.

2.    Разработка совместных проектов игр по пдд, конспектов занятий, конкурсов, экскурсий.

  Сроки (начало - окончание): 2013 – 2014 учебный год. 

Форма представления результатов 

 Проектные разработки, конспекты.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы  

     Педагогический коллектив ДОУ.
  

3.     Консультирование, выступление на педсоветах, проведение обучающих семинаров.

 Сроки (начало - окончание): в течение всего периода (3 года) работы по самообразованию.

  Форма представления результатов 

     Выступление на  семинарах, педсоветах, мастер - класс.

 Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы 

 Педагогический коллектив ДОУ.

V. Предполагаемый результат.
       Планомерность, систематичность, рациональность во внедрении в практику работы детского сада – коммуникативный, социально адаптированный выпускник со своей творческой индивидуальностью, с высоким уровнем познавательной активности.

 1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

VI. Участие в системе методической работы города, района, области по теме самообразования.

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2012-2013 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1. Подбор и выставка литературы по ПДД.

сентябрь

Доклад

Заведующий ДОУ, воспитатели.

2. Составление картотеки примерных тем целевых прогулок для всех групп по профилактике детского дорожного травматизма.

Октябрь

Методическая разработка

Заведующий ДОУ , воспитатели групп

3.Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге»

Ноябрь

Оформление стенда

Заведующий ДОУ, родители воспитанников

4.Обновление уголка по правилам дорожного движения 

Декабрь

Доклад

Заведующий ДОУ

5.Мастер-класс по изготовлению атрибутов для воспитания интереса к изучению ПДД.

Январь

Занятие-панорамма

Педагоги ДОУ

6. Выставка  детских рисунков по ПДД « Дорожные знаки».

Январь

Выставка

Заведующий ДОУ, родители воспитанников старшей группы

7.Семинар-практикум  на тему:»ПДД для дошкольников» г.Каменск

Февраль

Сообщение – теоретический анализ

Заведующий ДОУ

8. Консультация для педагогов на тему: «Что должен знать воспитатель о ПДД!».

Март

Выступление

Заведующий ДОУ, педагоги

9.Проведение конкурса на тему «Лучшее пособие для изучения ПДД»

10.Оформление участка для обучения детей ПДД.

11. Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребенка ПДД.

Март-Апрель

Май

Май

Оформление папки-передвижки

Аналититическое заключение

Оформление буклетов, памяток

Родители воспитанников старшей группы

Педагоги ДОУ

Заведующий ДОУ, родители

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2013-2014 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.Интервьюирование родителей для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома.

Октябрь

Анализ ответов родителей

Заведующий ДОУ

2. Анкетирование на выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома.

Октябрь

Анализ анкет

Заведующий ДОУ

3. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ПДД) в группах ДОУ.

Ноябрь

Аналитическое заключение

Заведующий ДОУ

4.Консультация для педагогов на тему: «Автокресла».

Декабрь

Выступление

Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ

5. Экспресс – выступление на педсовете: «Обучение детей ПДД через игру».

Январь

Сообщение

Педагоги ДОУ

6. Консультация для родителей воспитанников на тему: «Совместная работа ДОУ с родителями по обучении детей безопасности на дорогах ».

Февраль

Оформление ширмы - передвижки

Заведующий ДОУ, родители воспитанников

8. Составление картотеки игр по ПДД в разных возрастных группах

Март - май

Доклад

Заведующий ДОУ

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2014-2015 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1. Анализ литературы по теме: «ПДД для дошкольников».

Октябрь

Доклад

Заведующий ДОУ

2.Выставка детских рисунков

Октябрь

Доклад

Заведующий ДОУ, воспитатели групп младшего дошкольного возраста

3. Организация предметно – развивающей среды для развития сюжетно - ролевой игр по ПДД.

В течение учебного года

Дизайн групповых помещений

Заведующий ДОУ

4.Консультациядля педагогов на тему:  «Ребенок и дорога».

Декабрь

Выступление на педсовете

Воспитатели ДОУ

5.Оформление папки- передвижки "Три сигнала светофора"

Январь

Доклад

Воспитатели ДОУ

6. Отчёт по педагогическому опыту в рамках самообразования.

Май

Аналитический отчёт

Заведующий ДОУ

7. Разработка рекомендаций по воспитательно – образовательному процессу по блоку «Создание условий для сюжетно – ролевых игр».

В течение учебного года

Консультативная база, методическая разработка

Заведующий ДОУ

Приложение 1

Список источников и литературы к изучению: 

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

4.«Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.

5. Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД  Т.И. Данилова.

6. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина .2002.

7. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры  Т. П. Гарнышева

8. «Ребенок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения Л. А. Вдовиченко.

9.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

10. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

11. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.

12. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.

 13. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2002.

15.Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.