Многофункциональное пособие "Логопедические ромашки"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Малашкова Ирина Николаевна

Многофункциональное пособие "Логопедические ромашки" для фронтальной и индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пособие "Логопедические ромашки"793.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 42 «Аленький цветочек» Зеленодольского района

Республики Татарстан

               Методическое пособие

по логопедии

«Логопедические ромашки»

Учитель-логопед Малашкова И.Н.

2011 г.

Дидактическое пособие «Логопедические ромашки».

Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Пособие состоит из пластмассовых крышек-сердцевинок и картонных лепестков. На крышке приклеен прозрачный карман для сменных кругов с символами, схемами, буквами и т.п. На обратной стороне крышки приклеен магнит для работы на магнитной доске. На картонных лепестках приклеены картинки.

Задача детей – собрать ромашку, т.е. подобрать лепестки с картинками в соответствии с заданием.

Основные достоинства пособия:

  • многофункциональная направленность, которая позволяет решать задачи различного характера, в зависимости от возраста детей, логопедического заключения и  поставленной педагогом цели;
  • участвовать в игре может как один ребенок, так и группа детей;
  • удобство при хранении, т.к. занимают очень мало места;
  • удобство в использовании: можно использовать на магнитной доске и как настольную игру.

«Логопедические ромашки» могут использоваться:

  • при автоматизации и дифференциации звуков;
  • при формировании фонетико-фонематических представлений;
  • в работе над слоговой структурой слова;
  • при подготовке к обучению грамоте;
  • при развитии словарного запаса;
  • в работе над развитием лексико-грамматического строя речи;
  • при формировании связной речи;
  • при формировании познавательных процессов.

Приведем некоторые варианты игр.

 «Найди свою картинку»

Цель: дифференциация звуков Л – Р в словах.

На сердцевинах буквы или символы дифференцируемых звуков. Логопед раскладывает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки Л или Р. Затем логопед распределяет детей на две команды. Одна команда подбирает картинки со звуком Л, другая – со звуком Р.

Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких звуков.

«Определи первый звук в слове»

Цель: упражнение в выделении первого звука в слове.

Логопед раздает детям лепестки с картинками, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А ( У, И и т.д.). Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет лепесток к сердцевине с соответствующим символом или буквой.

«Мы ромашку собираем – слова с нужным звуком подбираем».

Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения подбирать слова с нужным звуком.

На сердцевине изображен символ автоматизируемого звука или буква. Детям предлагается подобрать лепестки с картинками, в названии которых есть нужный звук.

C:\Users\КМ\Documents\SDC12610.JPG

 «Раздели слово»

Цель: формирование умения делить слова на слоги.

В игре используются несколько сердцевин, на которых изображены схемы односложных, двухсложных, трехсложных слов. К каждой сердцевине нужно подобрать лепестки, в названии которых есть слова с нужным количеством слогов.

«Прочитай слоги»

Цель: закреплять навыки чтения слогов.

В кармашке сердцевины буква. На лепестках находятся буквы, обозначающие гласные звуки. Дети читают прямые и обратные слоги. Игру можно провести с символами звуков.

«Где находится звук?»

Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.

В игре используются три сердцевины, на которых изображены схематично позиции звука в слове. Дети подбирают лепестки, в названии которых звук находится в начале (конце, середине) слова.

«Кто где живет?»

Цель: учить различать домашних и диких животных.

На сердцевинах изображения домика и елки. На лепестках изображения диких и домашних животных. Логопед предлагает детям прикрепить картинки с дикими животными к елке, а с домашними – к домику.

Так же, подобрав подходящие символы, можно провести игру на дифференциацию овощей – фруктов, животных – птиц и т.п.

C:\Users\КМ\Documents\SDC12614.JPG

«Раскрась предметы»

Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

На сердцевинах изображены цветовые пятна. На лепестках – контурные изображения предметов. Дети называют предметы, согласуя названия с прилагательным в роде и числе, например, красный мяч, красная машина, красное ведро, красные сапоги.

«Посчитай-ка»

Цель: согласование числительных с существительными.

На сердцевине цифры 1, 2, 5, 9. Дети называют картинки на лепестках, согласуя названия с числительными.

«Чего не стало?»

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания, памяти.

Логопед предлагает детям посмотреть на ромашку и запомнить картинки на ее лепестках. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос логопеда «Чего не стало?». Ответы должны быть полными: «Не стало груши».

«Чей  хвост (голова, лапы)?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

На сердцевине находится схематичное изображение хвоста (головы, лап). На лепестках – картинки с изображением животных или птиц. Дети прикрепляют лепестки и называют притяжательные прилагательные, например, лисий хвост ( лошадиная голова, медвежьи лапы).

«Поможем повару»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

На лепестках находятся картинки с изображением фруктов, овощей, продуктов. На сердцевинах изображения стакана с соком, кастрюли, банки с вареньем и т.п. Дети образуют относительные прилагательные, например, «Я сварю картофельный суп (клубничное варенье), сделаю вишневый сок».

C:\Users\КМ\Documents\SDC12622.JPG

«Где что находится»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

На сердцевинах изображены схемы предлогов. На лепестках – сюжетные картинки. Детям предлагается подобрать к схеме предлога подходящие картинки. Эту игру можно провести как на закрепление в речи одного предлога, так и на дифференциацию предлогов.

«Составь предложение»

Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Логопед прикрепляет к ромашке лепестки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу, например, река, ослик, книга. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например, «Ослик уронил в речку книгу», «Ослик на берегу реки читает книгу».

«Расскажи по порядку»

Цель: развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, опираясь на схему.

На лепестках находятся символы схемы для составления описательного рассказа. На сердцевину прикрепляется изображение описываемого предмета. Дети берут по одному лепестку в соответствии с порядком описания и составляют предложения.

«Что лишнее?»

Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

Логопед прикрепляет лепестки с картинками к сердцевине таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной квалификационной группе. Задача детей найти картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

 

Литература

  1. Т.Б.Уварова. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Н.В.Киселева, Н.Ю.Никитина. Нетрадиционное логопедическое пособие «Логокуб» //Дошкольная педагогика.- № 4. – 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий музыкального праздника "Ромашка-ромашка"

это веселый летний праздник,деткам очень понравился....

" Раз ромашка, два ромашка ..."

Аппликация выполнена ладошками  детьми 3-х лет....

Многофункциональное учебно-методическое пособие по познавательно-речевому развитию «Звуковая ромашка»

laquo;Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».Я. Коменский...

Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи»

Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи» Подготовила воспитатель младшей группы Сидякова Людмила Константиновна Задачи. ...

Многофункциональный маркер развивающей предметно-пространственной среды ДОО «Многофункциональный дом»

laquo;Многофункциональный дом» рассчитан на все возрастные категории детей от 3 до 7 лет, занимает мало места при хранении, легко трансформируется, многофункционален, вариативен, что позволяет ...

Сценарий развлечения "Ромашка, ромашка - семейный цветок"

Развлечение посвящённое дню семьи, любви и верности....

АКЦИЯ "РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА..."

АКЦИЯ "РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА..."#любовьиверность#ДетскийсадСолнышкоЧто такое семья для ребенка?Семья – это как маленькая Вселенная, это великий дар. Великий дар, который мы несем вс...