Игры для развития эмоциональной сферы детей
картотека на тему

Логинова Екатерина Викторовна

Новые, нестандартные игры на развития эмоций могут успешно сочетается с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.

  1. «Необычный колобок»

 Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов используют мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы».

Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок».

 (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером  контрастным выражением лица с одной стороны веселым с другой грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которое отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника  даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом и сверстниками, охотнее высказывают свое  впечатление от участия в совместных играх и упражнениях, а значит – активнее действуют и эмоционально раскрываются.

  1. «Живые картинки» - (игра с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми схематические картинки людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) – значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линяя рта прямая) – отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры – под музыку дети берут  из «волшебного мешочка»  по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершению музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники – для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

  1. «Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет индивидуальная и подгрупповая 2-3 человека)

Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете заготовке с уже имеющимся изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например  с уголками вверх – улыбающийся, радостный; с уголками вниз – грустный, расстроенный). А  затем в месте с педагогом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети, таким образом, в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять с разными  эмоционально окрашенными ситуациями.

Для работы со старшими дошкольниками (5-7лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью – воздушным шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные. В результате портрет становится завершенным и выразительным.  С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнать свое настроение среди прочих, назвать его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.

  1. «Разноцветные бабочки» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с детьми 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабочек из 4-5 частей, а старшим из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога это упражнение информативно, так как состояние цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно  заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изображая их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Проведение подобных упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

  1. «Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с детьми 5-7 лет)

Под музыкальное сопровождение можно использовать из альбома А. П. Чайковского «Времена года». Участники игры превращаются в разноцветные карандаши из коробки. Каждый «волшебный карандаш», пробует  с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные карандаши берутся за руки, образуя сов «волшебную радугу». Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включение музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о «чудесном превращении» дети совместно с педагогом выкладывают радугу из карандашей или рисуя ее на общем листе. Данное игровое упражнение способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.

Этими несложными играми и упражнениями на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. Новые, нестандартные игры на развития эмоций могут успешно сочетается с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы для показа наиболее ярких фрагментов детско-родительского взаимодействия) также служит улучшению общего настроя всех присутствующих и повышению их эмоционального тонуса.