Опыт работы "Познавтельное развитие"
материал на тему

Ерошкина Наталья Николаевна

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Взаимоотношение человека с природой- актуальный вопрос современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty1.docx2.28 МБ
Файл moy_opyt_raboty1.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Одной  из  фундаментальных  потребностей ,лежащих  в  основе  как  познавательного , так  и  общего  психического  развития  детей  дошкольного  возраста , является  потребность  в  новых  впечатлениях, новых  знаниях.

 Чем  разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность , тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок , тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

 Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Цель моей работы: обеспечение положительной динамики в познавательном развитии детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в процесс экспериментальной деятельности. Способствовать развитию у детей, любознательности, стремления к познанию и размышлению.                                                                                                               Разнообразие форм:в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);

• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями (мнемотаблицы);

• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем. Поэтому на первом этапе работы мною была преобразована предметно-развивающая среда в групповом помещении. Среда организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка, дает разнообразные и меняющиеся впечатления.                                                    

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста были определены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Для решения данных задач были выбраны следующие приоритеты:

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория ,Комната природы.

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комната подразделятся на ряд функциональных зон.

В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала для детей. При сборе образцов учитываются следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект служит прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)

Безопасность

Зона релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь сгруппированы растения по климатическим зонам. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы - сказочные персонажи и технический комплекс.

Организуя деятельность по уходу за растениями и животными, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В экологической комнате весит карт мир и карта Республики Мордовия на которых дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Оформление экологического кабинета должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций используются только природные материалы, исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы. При таком оформлении экологическая комната служит отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный по--тенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

 Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам  обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Теоретическая база опыта.

Научно-педагогические основы  организации детского экспериментирования как особой формы самостоятельной поисковой деятельности намечены в трудах выдающихся отечественных учёных двадцатого столетия – С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера[11,3,1]. В этом направлении долгие годы работала лаборатория умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, которую возглавлял Н.Н.Поддьяков[7]. Публикации учёных этой лаборатории, были чрезвычайно интересны и достаточно широко применялись педагогами-практиками.

        В описании опыта были использованы понятия: «познавательное развитие», «детское экспериментирование», «исследование». Мы использовали их в следующих значениях:

        Познавательное развитие – процесс формирования у дошкольников познавательной активности (стремления узнать причину того или иного явления, оперирования приобретёнными знаниями и умениями) и общих познавательных способностей: умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать [6].

        Детское экспериментирование – способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;  способствует становлению целостной картины мира дошкольника [7].

        Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности [6].

        Психологические исследования Н. Н. Поддъякова [8]  показали, что положительный эффект в познавательном развитии достигается лишь в том случае, если при разработке его содержания, форм и методов учитываются возрастные особенности детей, и прежде всего  специфика их мышления. Одна из центральных особенностей мышления дошкольников – его тесная связь с практической деятельностью. В связи с этим Н. Н. Поддьяков  [8] большое значение придаёт формированию практических способов преобразования объектов - экспериментированию, которое служит средством обнаружения различных внешних и внутренних свойств предмета. При этом ребёнок овладевает обобщенным умением получать нужные ему факты, что является важным и необходимым моментом любого процесса познания.

        Н. Н. Поддьяков [7] выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.    

        Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Оба вида ориентировочно-исследовательской деятельности важны и способствуют развитию познавательных способностей и интересов ребёнка, подчёркивает Н.Н.Поддьяков [7].

        Исследовательский подход к обучению в зарубежной педагогике представлен, в частности, в пособии М. В. Кларина [5]. Автор даёт подробную характеристику популярным за рубежом формам включения детей в исследовательскую деятельность. Организация такого обучения предполагает создание ситуации, когда ребёнок сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направленного) педагогом.

        В полном, развёрнутом виде исследовательская деятельность предполагает следующее:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

        Уровень развития исследовательской деятельности дошкольника – это степень самостоятельности ребёнка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

        М. В. Кларин [5] приводит представление зарубёжныхдидактов о трёх уровнях исследовательского обучения. На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Поиск решения предстоит детям осуществить самостоятельно. На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.        

        Значит, подчёркивает М.В.Кларин [5], в развитии исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования педагогу следует  постоянно оказывать помощь воспитанникам, создавать развивающую среду, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

        В начале двадцать первого века появились многочисленные публикации об организации детской исследовательской деятельности  А.И.Савенкова[12]. Учёный утверждает, что детские исследования создают условия для того, чтобы познавательное развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. Позиция А.Савенкова близка к теории Д.Б.Эльконина о развитии способностей ребёнка, которая нашла своё воплощение в системах развивающего обучения дошкольников и младших школьников.

        Представляют интерес исследования Л. Н. Прохоровой [9] об особенностях организации исследовательской деятельности дошкольников и её влиянии на социализацию ребёнка.        В исследовании О. И. Чехониной [15] рассматривается проблема самостоятельной поисковой деятельности дошкольников как способа развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.        Теоретической    базой   опыта  стали  исследования Н.Н Поддъякова [7,8], который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Он называет эту деятельность истинно детской, и считает её ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

        Значительное количество и высокое качество исследований проведенных и опубликованных в последние годы  свидетельствует об актуальности  проблемы организации детского экспериментирования в детском саду, о значимости исследовательской деятельности дошкольников для своевременного и полноценного развития их познавательных способностей до уровня возрастных возможностей.

        Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил определить педагогические условия для эффективного осуществления детского экспериментирования, в котором исследовательская деятельность формируется и происходит познавательное  развитие:

  • Создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей,  их      стремления    к   эксперименту,  желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации.        
  • Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия  исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребёнка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а анализировать его, сравнивать, оценивать, находить общее с другим.
  • Помочь детям видеть проблему и выдвигать гипотезы, поддерживать самостоятельный поиск путей решения проблемы. Создавать условия для решения дивергентных задач (задач, имеющих не один, а много правильных ответов) в ходе исследований, что развивает воображение, оригинальность мышления, лёгкость ассоциирования и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
  • Обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в апробации проекта с целью формирования личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическим чувством, с добротной нравственной основой; стремящейся к адаптации в социуме. Основная идея воспитательной системы в дошкольном учреждении - тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в социально- нравственном развитии современного ребенка. У семьи и образовательного учреждения специфичны содержание и методы воспитания, единые цели и задачи, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. Формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, воспитание нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности возможно усилиями семьи и педагогами детского сада. Правильно организованное совместное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании нравственных качеств личности. Таким образом, создание единого информационного поля и социокультурного пространства позволило повысить эффективность воспитания детей дошкольного возраста по вопросам социально- нравственного развития. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением новых образовательных программ и инновационных технологий. Первым условием возникновения опыта является - раннее начало. Известно, что в дошкольном возрасте, ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия. Изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 85 до 93% родителей, как никогда раньше, главной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться, вступать во взаимоотношения с другими детьми и в последующем успешно перейти на следующую ступень – обучение в школе» - второе условие. Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной среде – третье условие возникновения опыта. Интерес к социально-нравственному развитию дошкольников вызван и тем, что вместе с позитивными результатами современных преобразований появились и многие деструктивные явления, среди которых заметно ухудшение социального и нравственного состояния подрастающего поколения. Решению этой проблемы способствует комплексное, системное, интегрированное взаимодействие с детьми, родителями воспитанников и социумом. Оно позволяет: - эффективно решать проблему социально-нравственного становления личности ребенка; - формировать у него целостное представление о социальной среде, в которой он живет; - подвести его к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого и настоящего; - стимулирует мотивацию к самосовершенствованию и самоутверждению. И конечно важным условием для становления опыта является общение детей с взрослыми и сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Реализация основных концептуальных идей социально-нравственного воспитания базируется на следующих принципах: 1. Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной природе, близким людям. 2. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения социально- нравственных правил и норм поведения с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. 3. Принцип доступности знаний определяет соответствие сложности материала возрасту детей, достоверность, научность. 4. Принцип культурологического подхода включает этнокультурный и социокультурный компоненты. 5. Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей и внешними учреждениями науки и культуры с включением сведений о социальном и нравственном поведении дошкольников во все виды детской деятельности. 6. Принцип развивающего характера обучения основывается на детской активности. 7. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определѐнный идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, социально-нравственного развития личности. 8. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод социально - нравственного воспитания. Содержание воспитательно - образовательного процесса наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для социально-нравственного развития современного ребенка-дошкольника имеют пример педагогов и родителей. 9. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение дошкольника со сверстниками, родителями, воспитателями и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника. 10. Принцип интеграции содержания дошкольного образования используется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса. 11. Принцип индивидуального подхода направлен на создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. 12. Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

  Свою работу  я начала с мониторинга:  с целью изучения условий развития познавательной активности детей  через экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику

По результатам  диагностики  22% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей;

они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире.

4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Требования к воспитательно-образовательному  процессу.

1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости  от измерения температуры.
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
  • В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

 - человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) .  Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различ-

-ные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

  Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

  Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от      наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

          12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки. 

 Где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей.

В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

     

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

                                          с детьми и родителями.

Методические рекомендации по проведению НОД с использованием экспериментирования встречается в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными  авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как  возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений  для человека и самого себя.

Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно – экспериментальная  деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако,  само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция  между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет»,  и другие.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", и др. развивают у детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей.

 Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

 Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

 Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. 

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.                       

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

 Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

    Формы работы по  – развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

 Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  • специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

 - совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

-  свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

 Предлагаю  подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Блок организованного обучения в форме НОД.

Программа  детского экспериментирования  предполагает перспективное планирование НОД  1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время НОД проводится 3- 4  эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я  поощряла  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом при-

обретают новые знания;

  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они

мыслили.

 Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети

самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

  • Особенностями изучаемого явления,
  • Наличием свободного времени,
  • Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  • Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени. 

Совместная деятельность взрослого с детьми.

 Совместная  деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому  реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

 Самостоятельная деятельность детей

 Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организован уголок экспериментирования  с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.        

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы  решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? (Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

  • Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

  • «Чудесная коробка» с  предметами;
  • Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

  Методы и приемы  работы 

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

 - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

-  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).        

-  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

  • Использование  инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  
  • Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

 Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети  «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

 Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания  о связях, свойствах, качествах природных объектов  явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

  Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей.

По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была  оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала

раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

 Результативность опыта.

 Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В различных видах деятельности успешно сформировались: - некоторые способы сознательного управления собственным поведением, активность, самостоятельность, сознательность, инициативность; - способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень социально-нравственного воспитания дошкольников. - осознают нравственные ценности, проявляют интерес к тому, что их непосредственно окружает (природа, продукты труда, люди), и желающие сберечь и преумножать все это; - умеет устанавливать причинно-следственные связи; - умеет соотносить свои устремления с интересами других людей. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Опыт показывает, что в дошкольные годы под руководством взрослого ребенок приобретает первоначальный опыт поведения в обществе, конструктивного отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы, принятые в обществе, в котором он жив.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области воспитания у дошкольников социально-нравственных чувств. Родителям, желающих принять участие в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения и расширять представления своих детей об окружающей действительности.

Наглядное приложение

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе                                                                                                «Путешествие в Подводное царство»

 Цели: 

Познакомить детей с жителями подводного мира (как выглядят, чем питаются). Познакомить с морскими водорослями.

1.Научить детей различать речных и морских обитателей.

2. Познакомить детей со свойствами соленой и пресной воды.

3. Познакомить со способами очищения воды.

4. Расширять словарь детей по теме «Подводный мир».

5.Дать элементарные представления детям о том, чем питаются морские жители, посредством       дидактической игры «Кто, чем питается».

6. Развивать связную устную речь.

7. Развивать мышление, внимание, память.

8. Воспитывать дружеские чувства.

9. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: 

разрезная картинка- подводная лодка; две баночки с водой( пресной, соленой).

Два яйца; картинки с морскими и речными обитателями; картинки с изображением водорослей; ракушки; игрушки- морские жители; парные маски для детей с изображением морских обитателей; стаканчики, порезки, фильтры, бескозырки, воротники по количеству детей, угощение для детей.

Методические приемы: беседа,  рассказ,  художественное слово,  рассматривание, дидактическая игра,  показ, опыты,  наглядность.

Предварительная работа: знакомство детей с морскими обитателями – их внешним видом, отличие их от речных жителей; знакомство с водорослями, чтение художественной литературы о морских и речных обитателях, проведение опытов: «Свойство соленой и пресной воды», «Очищение воды с помощью фильтра», знакомство с играми: «Кто чем питается», «Собери картинку», «Найди

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное познавательное занятие, на котором мы узнаем много нового и интересного.

Звучит музыка. Входит золотая рыбка (девочка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я золотая рыбка. Я живу в морском подводном царстве. В моем волшебном королевстве очень красиво, как в сказке.

Воспитатель: Рыбка, а почему ты такая грустная?

Золотая рыбка: У меня случилась беда. Вода в море была чистая и прозрачная. Но недавно на берегу моря построили завод игрушек. Для работы ему нужно много воды- вот и проложили от завода к морю две трубы. По одной вода вливается, а по другой выливается грязная. Море стало разноцветным! Страдают все морские обитатели! Ребята, помогите очистить воду и спасти морских жителей. Вы согласны?

Дети:  Да!

Воспитатель: Ребята, но для этого нам нужно отправиться в морское путешествие. Оно предстоит долгое и трудное. Вы готовы преодолеть трудности? Справитесь?

Дети:  Да!

Воспитатель: Тогда нужно определиться, на чем мы отправимся. Какой водный  транспорт вы знаете?

Дети: Лодка, корабль, ледоход, подводная лодка, теплоход, катер…

Воспитатель: А, чтобы узнать, на чем мы отправимся в подводное морское путешествие, нужно сложить картинку. Какой транспорт получили?

«Д/игра «Сложи картинку»

Дети: Подводную лодку.

Воспитатель: Итак, мы отправимся в путешествие на подводной лодке. Занимайте места.

Дети одевают морские бескозырки и воротники. Все готовы? Мы погружаемся.

Звучит музыка:

Воспитатель: Вот мы и оказались в подводном мире. Скажите, какого цвета может быть вода в море?

Дети: Вода может быть зеленого, светло-синего, синего, черного цвета.

Воспитатель: В зависимости от чего вода в море может менять свой цвет?

Дети: От погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей, человеческих факторов.

Воспитатель: Ребята, вода в море имеет солено-горьковатый вкус , т.к. в ней растворено много морских солей(показывает морскую соль). Вода в море соленая, поэтому в ней легко плавать, она выталкивает предметы. Давайте проверим, так ли это.

Воспитатель показывает детям опыт: «Свойства пресной и соленой воды». Опускает одно сырое яйцо в пресную воду, а другое в соленую. В пресной воде яйцо опустилось на дно, а в соленой плавает на поверхности. После проведения опыта дети делают вывод: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней соли.

Воспитатель: Давайте мы с вами выйдем из подводной лодки и познакомимся с подводным миром поближе. Посмотрите, как здесь красиво! Каких только удивительных морских обитателей здесь нет!

Золотая рыбка: Ребята, мне кажется, не все эти животные живут в море?

Воспитатель: давайте найдем среди них тех, кто не живет в море. Дети находят речных рыб(щука, карп, карась т.д.) Затем дети называют и рассказывают о морских обитателях ( дельфине, рыбе губане-чистильщике, осьминоге, морском коньке, камбале.)

Золотая рыбка:  Молодцы ребята! Как много интересного вы знаете о морских обитателях!

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Игра «Найди пару». У детей маски морских животных. Они двигаются под веселую музыку. Когда музыка заканчивается дети должны найти себе пару.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются морские жители? Д/игра « Кто, чем питается?». Детям предлагается составить пищевую цепь по картинкам.

Золотая рыбка:  Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, в море кроме рыб и животных есть еще и растительный мир, как называются морские растения?
Дети: Водоросли.

Воспитатель: Правильно водоросли! Что такое водоросли?

Дети: Водоросли- это растения без корней.

Воспитатель: Какие водоросли вы знаете?

Дети: Ламинария, фукус…

Звучит тревожная музыка

Золотая рыбка: Ребята, это завод игрушек опять слил грязную воду в море.

Воспитатель: Давайте поможет очистить море. Давайте сделаем фильтр, который ее очистит.

Дети очищают грязную воду с помощью фильтра.

Воспитатель: Что получилось?

Дети: Вода стала чистой, а грязь осталась на поверхности фильтра.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Для того, чтобы грязная вода не попадала в моря, океаны, реки ее надо очищать. Для этого на заводах нужно строить очистные сооружения, которые напоминают наш фильтр, только больше.

Золотая рыбка: Спасибо! Вы спасли нас. Жители подводного царства стали веселыми и благодарят вас. Мне очень хотелось, чтобы вы смогли помочь морским жителям и у вас это получилось. За вашу доброту я с удовольствием вас отблагодарю. Мои морские камушки превратились в сладкие и съедобные. Угощайтесь.

Воспитатель: Спасибо, Золотая рыбка! Мы рады были тебе помочь. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в лодке. Всплываем. Вот мы и оказались в детском саду. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, где мы были? Кому помогли? Кого видели? Во что играли? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

                                            ЛИТЕРАТУРА

  1. Школьник Ю.К., Золоторева. Ю.Е. «Атлас животных» -М.: Эксмо, 2006 г.
  2. Пимон М.Р. «Тайны моря». Издательство «Махаон», 2006г.
  3. Веревьева З.А., Веремьев Ю.Н. «Мио моря». – Издательство «Махаон», 2007 г.
  4. Йозова О. «Мы друг другу все нужны». //Дошкольное воспитание, 2006 г.№7
  5. Чиркова О. «Подводное царство». // Дошкольное воспитание, 2007 г. №6
  6. Захарюта Н. «Развиваем творческий потенциал». //Дошкольное воспитание,2006 г. №9