Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.
статья на тему

Сологубова Наталья Николаевна

В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание  на многофункциональности мнемотехники (в каких областях можно ее применять). Объясняется  структура и этапы применения мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,  у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.

  Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.  Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

     Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

      Считается, что слово мнемотехника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

     Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой

 Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

        Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.  

                                Мнемотехника помогает развивать:        

                             - ассоциативное мышление

                             - зрительную и слуховую память

                             - зрительное и слуховое внимание

                             - воображение

                             - речь

               Метод организации с детьми отличается:

  1. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях.

   2.Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

   3.Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

   4.Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

   5.Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов;

       Мнемотехника многофункциональна, т.е.  ее можно с успехом применять в любой образовательной области.

Но более широко в дошкольной практике приемы мнемотехники используются в речевом развитии.

         Как любая работа, применение  мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

         Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.  С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы.  Данные схемы помогают  детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают  словарный запас.

            Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например:  “большая машинка”.

Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно,идет работа по  составлению  предложения.

Последовательно можно переходить к работе  над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

        Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят  мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.  Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

                     Мнемотаблицы - схемы  используются для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.

        Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

             Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету.                                                                                          К. Д. Ушинский