Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мельник Наталия Николаевна

Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ" содержит теоретический материал по развитию речи у детей с ОВЗ и рекомендуется педагогам ДОУ, использующим в своей практике приемы мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема разработки: Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

Форма проведения: тематический педагогический совет, методическое объединение.

Адресат: педагоги ДОУ.

   Составитель: Мельник Наталия Николаевна,

                                                         воспитатель старшей группы "Б"

МДОУ"Детский сад "Белоснежка"

   

г. Надым, 2016г.

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………..      стр. 3

2. Теоретические основы

2.1 Что такое мнемотехника и почему она так важна для детей с ОВЗ?…………………………........................................      стр. 5

2.2 Особенность методики ...........................................      стр. 6

2.3 Структура мнемотехники ......................................      стр. 6

2.4 Правила при работе с мнемотехникой .................       стр. 7

2.5 Этапы работы по мнемотаблицам ........................       стр. 8

2.6 Эффективность использования мнемотаблиц-схем      стр. 8

3. Направления работы по развитию навыков связной речи детей с ОВЗ      

3.1 Формирование лексико-грамматических

категорий ...........................................................................       стр. 9

3.2 Формирование связной речи .................................     стр. 10

4. Заключение ...................................................................       стр. 13

5. Список литературы……………………………………      стр. 14

6. Список электронно-образовательных ресурсов……        стр. 14

1. Пояснительная записка

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это уже не новое для современного общества понятие. Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности.

Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования, это подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, откорректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни и успешной интеграции в обществе.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к решению проблем каждого ребенка, побуждает педагога ДОУ к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС в систему дошкольного образования значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности: овладеть словарём и грамматическим строем речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В связи с этим центральной задачей речевого развития и воспитания детей в ДОУ является формирование полноценной речевой деятельности дошкольников.  

Как правило,  у детей с ОВЗ в развитии  речи  существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное

предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. 

По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Поэтому наряду с общепринятыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении дошкольников с различными видами речевых нарушений служат приемы мнемотехники.

Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ" познакомит педагогов ДОУ с методом мнемотехника,  как одним из ведущих способов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья  связной речи.

Изучив предложенный материал, педагоги ДОУ получат рекомендации в работе с мнемотаблицами в дошкольном образовательном учреждении, расширят представления о некоторых приемах и способах, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти дошкольников путём образования искусственных ассоциаций. 

Цель: помощь педагогам ДОУ в работе по повышению уровня связного речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

2. Теоретические основы

2.1 Что такое мнемотехника и почему она так важна для детей с ОВЗ?

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать у детей с ОВЗ:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

А ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.  

2.2 Особенность методики

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Заместители и мнемотаблицы – схемы  служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов, пересказов,
  • отгадывании и загадывании загадок,
  • заучивании стихов.

2.3 Структура мнемотехники

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. 

Мнемодорожка – вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Схема помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Что можно изобразить на мнемотаблице?

Вообще мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

2.4 Правила при работе с мнемотехникой

 При работе с таблицами-схемами и мнемотаблицами  педагогам следует знать следующие правила:

  • На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  • Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
  • Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по

тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему,

в третий на математическую и так далее.

  • В старших группах нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

2.5 Этапы работы по мнемотаблицам

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

2.6 Эффективность использования мнемотаблиц-схем      

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать, придумывать интересные истории  — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов (загадок, потешек) превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами  значительно сокращает время обучения детей с ОВЗ. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения, загадки, потешки разрабатывается своя мнемотаблица, рисунки подбирает педагог самостоятельно (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается своя таблица.

Таким образом, чем раньше будем учить детей с ограниченными возможностями здоровья рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы их подготовим к школе, так как связная речь является важным показателем способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

3. Направления работы  по развитию навыков связной речи детей с ОВЗ

3.1 Формирование лексико-грамматических категорий

Детям с ОВЗ требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.

Набор мнемокарточек позволяет показать многообразие однокоренных слов (приложение №1), которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства дети подыскивают и применяют самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании мнемокарточек, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает карточку, а дети образовывают нужное слово. Эти карточки  можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Игра “Снежная куча” (приложение №2)

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово-человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово-фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово-цветок – подснежник.
  • Есть слово-птица  –  снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Детям предлагается собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

3.2 Формирование связной речи

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” (приложение №3)

1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Как они оделись? Куда пошли дети? Что с собой взяли? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (загадок, потешек). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему(приложение №4), а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Описательный рассказ   наиболее трудный вид в монологической речи. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. (приложение №5)

При составлении повествовательного рассказа по картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинок и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка (приложение № 6), дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

«Зимние забавы» (приложение №6)

IMG_0008

IMG_0018

IMG_0015

IMG

IMG_0014

IMG_0013

IMG_0017

Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю лёгкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОВЗ испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин (приложение №7), необходимо подготовительная работа:

  • рассмотреть внимательно все картинки серии,
  • отметить, что главное на каждой из них,
  • определить сюжетную линию и т.д.

Приемы работы с сериями сюжетных картинок:

  • Детям раздаются картинки одной серии в любой последовательности. Дается план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагается составить рассказ.
  • Детям раздается серия картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  • Детям дается по одной картинке и  каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
  • Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
  • Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздаются по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
  • Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  • Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего или последующего события.

4. Заключение

Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья .

В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей с ограниченными возможностями здоровья  воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений.

Таким образом, применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей с ОВЗ, можно оптимизировать педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень связного речевого развития, а также социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.

5. Список литературы

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.

2. Омельченко Л.B. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.B. Логопед. 2008г. №4.

3. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного

моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед, 2005г. № 1.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.

6. Список электронно-образовательных ресурсов

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/19/mnemotehnika-v-razvitii-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov
  2. https://educontest.net/storage4/article/82951/mnemotehnika.docx
  3. http://kladraz.ru/blogs/lyubov-yurevna-kopylova/konsultacija-dlja-vospitatelei-5859.html
  4. http://refleader.ru/jgeqasbewyfsbew.html
  5. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3653/
  6. http://smartmoms.ru/pub18.html
  7. http://refleader.ru/jgeqasbewyfsbew.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...

"Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми ОНР"

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи....

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание  на многофункциональности мнемотехники (...

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту...