Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"
методическая разработка по теме

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленности /на примере групп детей с нарушением зрения/.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

В ГБОУ начальной школе-детском саду № 662 оказывается квалифицированная помощь и  осуществляется взаимосвязь всех служб в реализации единого подхода детям, имеющим нарушения зрения, речи  и  задержку психического развития.

В ОУ создана служба сопровождения, основной организационной формой работы которой является психолого-медико-педагогический консилиум, определяющий  цели и задачи, тактику проведения коррекционно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы.

Обеспечение  оптимальных условий для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста проходит благодаря отработанной системе диагностики, коррекции и медико-психолого-педагогического  сопровождения каждого ребенка.

Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в 2 направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Диагностическое направление работы обеспечивается динамическим изучением каждого  ребенка специалистами  (дефектологами, логопедами, психологами) воспитателями, музыкальными руководителями, руководителем физического воспитания. Итог изучения - установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработки адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.

Коррекционно-развивающее предполагает  комплекс мер, воздействующих на личность в целом, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе специалистов образовательного учреждения. Квалифицированная коррекционная, логопедическая и психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом выявленных проблем в развитии каждого воспитанника и строится на основе результатов проведённой диагностики.

В  ГБОУ начальной школе-детском саду № 662 разработана, принята и утверждена основная общеобразовательная программа, включающая  разделы: «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».

В основе системы мониторинга, проводимого в ГБОУ, лежит осознанная педагогическим коллективом необходимость  совершенствования коррекционно-образовательного процесса, повышения качества дошкольного образования и отслеживания  эффективности его результатов освоения образовательных программ.

Проведение мониторинга эффективно при оптимальном распределении обязанностей и объединении усилий педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, руководителя физического воспитания) и специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов) к совместным действиям, направленным на достижение коллективно планируемых результатов.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы  обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание цели, объекта, предмета,  форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга ГБОУ.

Паспорт мониторинга ГБОУ начальной школы-детского сада №662 .

Цель мониторинга в ГБОУ -  изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы.

Специалисты

Цель мониторинга

Учителя-дефектологи (тифлопедагоги)

Оперативное отслеживание уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения (восприятия сенсорных эталонов, восприятия предметов и их изображений, развития ориентировки в пространстве, восприятия сложной формы, пространственного восприятия, развития зрительного внимания, зрительно-моторной координации, восприятия сюжетного изображения, а также мелкой моторики) и отслеживание уровня овладения навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.

Учителя-дефектологи коррекционных групп ЗПР

Оперативное  отслеживание уровня развития психических функций ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи)  и уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, а также влияние коррекционно-образовательного процесса на развитие ребенка, имеющего задержку психического развития.

Учителя-логопеды  

Оперативная оценка сформированности  речи, т.е. степени  соответствия уровня речевого развития (фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровень развития, связность и коммуникативные функции речи)  возрастным нормам, отслеживание динамики по всем направлениям.

Педагоги-психологи

Изучение психологических особенностей детей: когнитивной и эмоционально-волевой сфер, предпосылок школьной готовности  и определение компенсаторных возможностей.

Воспитатели

Оперативное отслеживание формирования  интегративных качеств личности ребенка  и уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений по образовательным областям.

Музыкальные руководители

Определение степени освоения ребенком образовательной программы по разделу «Музыка»  и влияние образовательного процесса на развитие музыкальных способностей ребенка.

Руководитель физического воспитания

Отслеживание развития  физических качеств каждого ребенка, освоение детьми  основными видами движений.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка и степень освоения ребенком образовательной программы, влияние  коррекционно-образовательного процесса на развитие ребенка.

Предметом мониторингового исследования в данном случае являются  интегративные качества ребенка и овладение навыками и умениями по образовательным областям образовательных программ.

Субъект мониторинга: дети дошкольного возраста, имеющие нарушение зрения, речи и задержку психического развития.

Формы мониторинга (выбор инструментариев способов сбора и обработки информации). При выборе методов исследования учитываются требования: сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных;

использование методов, применение которых позволяет получать необходимый объем информации в оптимальные сроки. Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком в организованной и самостоятельной деятельности, беседы, анализ продуктов детской деятельности, педагогические пробы, тестовые задания, критериально-ориентированные методики нетестового типа, критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты, беседы с родителями и анкетирование родителей, игровые коррекционно-диагностические  занятия.

Периодичность и сроки проведения мониторинга. Динамика изменений большинства показателей выявляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Длительность проведения: 2-3 недели.

  • Начальный (стартовый) этап:  I-III неделя сентября.
  • Промежуточный:  II-III неделя января.
  • Итоговый:  II – III неделя мая.

Содержание мониторинга.

  1. Определение  уровня развития интегративных качеств (воспитатели, педагог-психолог, муз.руководитель, руководитель физ.воспитания).
  2. Определение  уровня овладения навыками и умениями по образовательным областям (воспитатели, специалисты).
  3. Определение уровня усвоения  коррекционных программ (специалисты).

Содержание мониторинга отражается в показателях (параметрах) мониторингового исследования. Выбор показателей (параметров) и их количество зависит от содержания ООПДО и интегративного качества.

 Проведение мониторинга включает в себя следующий алгоритм:

  1. Изучение и сбор информации о каждом ребенке, анкетирование родителей.
  2. Регистрацию полученных данных в картах.
  3. Анализ полученных данных и отражение их в сводных таблицах (см.приложение)..
  4. Обсуждение полученных данных на медико-педагогических совещаниях и постановка задач  коррекционно-развивающей деятельности.
  5. Взаимодействие педагогов, специалистов, медицинских работников и родителей в ходе образовательного процесса по реализации основной общеобразовательной программы (система представлена в таблице).  

Описание системы мониторинга воспитателя группы детей с нарушением зрения  и учителя-дефектолога (тифлопедагога) (см. приложение 1 и 3)

При изучении индивидуальных особенностей воспитанников подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики (см. приложение). Фиксация результатов полученных данных оформляется в индивидуальных картах развития у специалистов и таблицах, отражающих степень формирования интегративных качеств и  освоения образовательной программы (см. приложения таблицы 2 и 4).

Оценивание результатов мониторинга основано на  балльно - уровневой системе оценки. Количественная оценка проводится по пятибалльной системе (см. приложения 1 и 3). Качественная оценка достижений воспитанников  представляется в графиках, диаграммах (см. приложение 5). Обработка данных мониторинга осуществляется с использованием программы  Excel. Определяется количество детей с разными уровнями физического, личностного, интеллектуального развития.

Обсуждение результатов, определение образовательных маршрутов проводится на медико-психолого-педагогических совещаниях 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

Расширенный сбор информации осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали.

Руководитель (директор)  осуществляет руководство ГБОУ, проводит  мониторинг кадрового обеспечения и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системы ДОУ и его выполнение (сбор информации о родителях, а также их потребностях и удовлетворенности в услугах).

Старший воспитатель  отвечает за отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса  государственным стандартам в ГБОУ; качество реализации образовательных программ в каждой группе и ГБОУ в целом; обеспечение качества образовательного процесса и состояния предметно-развивающей среды; взаимодействие педагогов и специалистов в коррекционно-развивающем процессе.

Заместитель по административно-хозяйственной работе выполняет мониторинг материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Старшая медсестра осуществляет мониторинг состояния здоровья и основных функциональных систем, отслеживает состояния положительных  и отрицательных тенденций здоровья воспитанников, показатели заболеваемости, выявляет факторы, отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей, их физическое развитие.

Воспитатель проводит мониторинг целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка  и отслеживания уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и планирование образовательно-воспитательной работы с детьми группы.

Система взаимодействия учителя – дефектолога и участников образовательного процесса в освоении  ООПДО

Направления деятельности

учителя-дефектолога

Формы работы

с детьми

Формы работы

с родителями

Формы работы

 с педагогами

  • Организация индивидуальной работы с детьми в период адаптации
  • Диагностика уровня развития детей с последующей организацией коррекционной работы
  • Разработка и реализация методов и способов коррекции
  • Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей
  • Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания) и т.д.
  • Помощь педагогам в организации коррекционно-педагогической работы
  • Организация консультативной работы для родителей воспитанников
  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • проведение обследования детей
  • проведение подгрупповых и индивидуальных занятий 
  • подготовка дошкольников к обучению в школе;
  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

  • педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
  • обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.

  • повышение  компетенции педагогов по вопросам развития детей;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • подготовка и проведение педагогического консилиума;
  • подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей.

Система взаимодействия учителя – логопеда и участников образовательного процесса в освоении  ООПДО

Направления деятельности учителя-логопеда

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

  • своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
  • консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпо-сылок учебной деятельности.
  • диагностика;
  • логопедическая коррекция дефекта;
  • развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития);
  • проведение подгрупповых и индивидуальных занятий

  • Проведение рекламной кампании
  • Первичное знакомство, беседа, анкетирование
  • Проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка
  • Групповые консультации
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Проведение совместных мероприятий
  • Родительские собрания
  • Наглядная информация для родителей

  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • индивидуальное и групповое консультирование

Система взаимодействия педагога-психолога и участников образовательного процесса в освоении  ООПДО

Направления деятельности педагога-психолога

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

  • Организация индивидуальной работы с детьми в период адаптации
  • Диагностика уровня психического развития детей с последующей организацией коррекционной работы
  • Разработка и реализация методов и способов коррекции микроклимата в группах
  • Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении
  • Развитие памяти, мышления, внимания детей
  • Помощь заведующей в организации благоприятного морального климата в коллективе педагогов и сотрудников
  • Организация консультативной работы для родителей воспитанников
  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • диагностика игровой деятельности детей;
  • организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
  • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
  • снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
  • обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
  • обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.
  • подготовка и проведение педагогического консилиума;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;
  • повышение психологической компетенции педагогов.

Резюме:   по результатам изучении (мониторинга) в ГБОУ осуществляется корректировка педагогической деятельности, проектирование предметно-развивающей среды группы, коррекционных уголков  и кабинетов специалистов, определение  интерактивных форм взаимодействия с семьей. Перспективы работы: интегративный подход в  решении задач физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей совершенствование системы мониторинга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Описание проведения  педагогического изучения (мониторинга) воспитателем.

Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка  и отслеживания уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений по образовательным областям. Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития каждого ребенка и определить обще групповую тенденцию развития детей в каждый возрастной период.  Система изучения  включает  9 интегративных качеств  и 10 образовательных областей (13 параметров), соответствующих ФГТ, что позволяет осуществить комплексный подход к оценке формирования личности и оценить готовность к школе.

Мониторинг проводится на основе наблюдения за каждым ребенком  в совместной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и на основе анализа продуктов детской деятельности.

В ходе мониторинга заполняется таблица,  баллы проставляются по параметрам в соответствующие графы таблиц  (см.приложение 2).

Оценка проводится по пятибалльной системе.

  1. Оценка уровня развития интегративных качеств:

1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию, не может выполнить предложенные задания (низший уровень)

2 балла - ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию (низкий уровень)

3 балла - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию (средний уровень)

4 балла  - ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию (выше среднего)

5 баллов -  ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию (высокий уровень)    

  1. Оценка уровня овладения навыками и умениями по образовательным областям.

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания и не принимает помощь взрослого (низший уровень)

2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания (низкий уровень)

3 балла - ребенок выполняет не все задания и  помощью взрослого (средний уровень)

4 балла  - ребенок выполняет задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого (выше среднего)

5 баллов -  ребенок выполняет все задания самостоятельно  (высокий уровень)      

Подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке.  Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого». Итоговый средний показатель  получается при сложении  баллов по строке и делении на количество показателей (параметров). На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень достижения планируемых результатов динамики образовательной программы каждым ребенком.

Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования интегративных качеств  и овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Когда получены результаты изучения всех детей подсчитывается итоговый показатель по группе в целом. Средний показатель по параметру  получается при сложении баллов по столбцу, т.е. складываются баллы по столбцу и делятся на количество детей группы.

Показатель используется для учета общегрупповых  итоговых результатов формирования интегративных качеств и  уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

При оценке интегративных качеств  среднее значение определяется по 3 уровням, а при оценке уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям по 4 уровням.

Среднее значение в интервалах при оценке развития интегративных качеств:

  • 2,2 и ниже – несоответствие развития личности возрасту (низкий уровень)
  • 2,3 до 3,7 – среднее значение (показатель проблем в развитии личности)
  • 3,8 и более – уровень развития выше среднего и высокий (нормативный вариант развития).

Среднее значение в интервалах при оценке уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  • 1 до 2 - низкий уровень
  • 2,1 до 3 - средний уровень
  • 3,1 до 4- выше среднего
  • 4,1 до 5 - высокий уровень

В конце учебного года после подсчета  итоговых средних  показателей по группе делается качественный и количественный анализ (мониторинг) на начало, середину и конец года, который отражается в сравнительной  диаграмме, позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов каждого ребенка и определить обще групповую тенденцию развития детей в каждый возрастной период. Полученные результаты изучения интегративных качеств соотносятся с результатами изучения уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по ОО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты педагогического изучения уровня развития интегративных качеств детей подготовительной  группы ГБОУ начальной школы – детского сада № 662  за 2012 – 2013 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками

Любознательный,  активный

Эмоционально – отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением, планировать свои дей-ствия, со-блюдать эле-ментарные общепринятые нормы и правила поведения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Имеющий первичное представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Итого баллов по строке

Итоговый

 средний

показатель

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1

2

3

4

5

Итого/средний показатель по параметру

Обратная сторона карты

Фамилия, имя ребенка

Итоговый цветовой

показатель (динамика)

Оценка в баллах:

1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию, не может выполнить предложенные задания (низший уровень)

2 балла - ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию (низкий уровень)

3 балла - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию (средний уровень)

4 балла  - ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию (выше среднего)

5 баллов -  ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию (высокий уровень)      

При оценке интегративных качеств  среднее значение определяется по 3 уровням.  Среднее значение в интервалах при оценке развития интегративных качеств:

  • 2,2 и ниже – низкий уровень (несоответствие развития личности возрасту)
  • 2,3 до 3,7 – средний уровень (показатель проблем в развитии личности)
  • 3,8 и более – уровень развития выше среднего и высокий (нормативный вариант развития). 

Н

С

К

1

2

3

4

5

Итоговый показатель

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Описание проведения учителем-дефектологом (тифлопедагогом) системы мониторинга достижения ребенком с нарушением зрения планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия.

Мониторинг развития зрительного восприятия составлен в соответствии с  программами, используемыми учителями-дефектологами (тифлопедагогами) в реализации коррекционно-педагогического процесса:

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, 1997 г.
  • «Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием» под редакцией Рудаковой Л.В., С-Петербург,1989 г.

Мониторинг, проводимый тифлопедагогами, позволяет разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения  индивидуальное, личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение. А так же заранее спрогнозировать появление трудностей  в освоении ребенком коррекционной программы, определить причины уже имеющихся или намечающихся трудностей и своевременно перейти к их устранению, получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по развитию зрительного восприятия.

Мониторинг проводится  тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка. В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам зрительного восприятия в соответствующие графы таблицы. Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по пятибалльной  шкале.

Подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого». Итоговый средний показатель получается при сложении баллов по строке и делении на количество показателей (параметров) зрительного восприятия.

На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень результатов динамики зрительного восприятия каждого ребенка.

Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня зрительного восприятия и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по развитию зрительного восприятия.

Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель по группе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу, т. е. складываются баллы по столбцу и делятся на количество детей группы. Этот показатель используется для учета общегрупповых   результатов по каждому разделу программы зрительного восприятия.

В конце учебного года после подсчета итоговых показателей по группе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.

Оценка сенсорного развития

5 баллов: выполняет задание полностью, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

4 балла: выполняет все задания с незначительными недочетами, ребёнок действует методом проб и ошибок, выполняет задания самостоятельно.

3 балла: выполняет не все задания,  с незначительными недочетами, ребенок действует методом проб и ошибок, выполняет задания самостоятельно.

2 балла: выполняет не все задания, не сразу понимает словесную инструкцию. Необходима помощь педагога.

1 балл: не справляется с заданием, выполняет  с многочисленными ошибками, действует с практической помощью педагога.

Оценка зрительно-моторной координации

5 баллов: правильное выполнение заданий

4 балла:  1-2 задания выполнены неверно.

3 балла:  испытывает небольшие трудности при выполнении  каких- либо  действий.

2 балла: испытывает трудности   при выполнении каких-либо действий, 3-4 задания не выполнено.

1 балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении    любых действий.

Оценка  зрительно-пространственного восприятия

5 баллов: выполняет задания без ошибок.

4балла: допускает при выполнении задания 1-2 ошибки.

3 балла: ребенок допускает незначительные недочеты, одиночные ошибки при выполнении заданий.

2 балла: ребёнок допускает много ошибок, исправляет с помощью педагога.

1 балл: ребенок допускает грубые ошибки или не справляется с заданиями.

Оценка восприятия изображений сложной формы

5 баллов: ребенок справляется с заданиями быстро и самостоятельно, быстро достигает результатов.

4 балла: ребёнок справляется с некоторыми заданиями методом проб и  ошибок.

3 балла: ребенок достигает результата путем неоднократного использования метода проб и ошибок.

2 балла: ребёнок достиг результата путём неоднократного метода проб и ошибок  с помощью педагога.

1 балл: ребенок использует метод наложения, выполняет задания при практической помощи педагога.

Оценка восприятия сюжетных изображений

5 баллов: полное восприятие объектов с установлением причинно-следственных связей и отношений на уровне истолкования. Выделяет план и владеет способами восприятия глубины пространства.

4 балла: достаточно полно воспринимает объекты с установлением причинно-следственных связей и отношений по вопросам педагога, выделяет план, недостаточно владеет способами восприятия глубины пространства.

3 балла: достаточно полное восприятие объектов с установлением причинно-следственных связей и отношений по вопросам педагога, единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.

2 балла:  недостаточно полное восприятие объектов, слабо устанавливает причинно-следственные связи и отношения по вопросам педагога, не выделяет план и не владеет способами восприятия глубины пространства.

1 балл: неполное, искаженное восприятие большинства объектов с произвольным их перечислением; неверное установление причинно-следственных связей.

Уровни развития:

  • 1 до 2 - низкий уровень
  • 2,1 до 3 - средний уровень
  • 3,1 до 4- выше среднего
  • 4,1 до 5 - высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Результаты развития зрительного восприятия детей подготовительного возраста группы Т-3 начальной школы-детского сада №662 за  2010-2011 учебный год (начало года, количественные показатели).

Фамилия имя ребенка

Обследование восприятия сенсорных эталонов

Обследование восприятия предметов и их изображений

Обследование развития ориентировки в пространстве

Обследование восприятия сложной формы

Обследование  пространственного восприятия

Обследование восприятия сюжетного изображения

Обследование развития зрительно-моторной координации

Обследование развития зрительного внимания

Обследование развития мелкой моторики

Итого:

Итоговый  средний показатель

Зрительные диагнозы детей

1.*

Артем Б.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

20

2,2

НОД средней степени

НОS сред. ст. амблиопия ОU

2.

Катя В.

3

3

3

3

3

3

4

3

4

29

3,2

 Миопия сл. ст. гиперметропия    ОU, амблиопия ОU                        

3.

Анжелика Г.

2

3

2

2

3

3

3

3

3

24

2,7

HAST OUслабой степени

4.*

Настя Е.

2

2

1

2

1

1

1

2

1

13

1,4

HAST OU, косоглазие, амблиопия ОИ

5.*

Вероника К.

2

2

2

3

3

2

2

3

2

21

2,3

НОU слаб степ, астигматизм

6

Юля К

4

4

3

3

3

3

3

4

3

30

3,3

  HAST OU                              

7.*

Вова Н.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

1,9

HAST OU, косоглазие, амблиопия ОU                                

8.

Сережа Н.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

20

2,2

Гиперметропия выс ст.,амблиопия, сход.косоглазие

9.

Олеся П.

3

3

2

2

3

3

2

2

2

22

2,4

Миопический астигматизм сл.ст., амблиопия ОU

10.*

Кирилл С.

2

2

1

2

2

1

1

2

2

15

1,7

НоU, непостоянное расходящееся косоглазие.

11.

Саша С.

4

3

4

3

3

3

3

3

3

29

3,2

Смешанный астигматизм, группа риска по миопии.                                  

Итого:

39

41

34

42

39

37

37

43

37

Средний показатель по параметру:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

                                                                                                                                                             

уровни

начало

середина

конец

низкий

19%

12%

6%

ниже среднего

19%

19%

12%

средний

56%

44%

37%

выше среднего

6%

19%

31%

высокий

0%

6%

12%

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Используемые диагностические методики

Специалист

Автор и название пособия с описанием диагностических методик.

Учитель – дефектолог

(тифлопедагог)

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред.Л.И. Плаксиной

 «Развитие зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием в классах охраны и развития зрения» Пособие по коррекционной работе. С-Пб, 1999 г.

Замашнюк Е.В. «Организационно-педагогическое обеспечение зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием», С-Пб , 2005 г.

Плаксина Л.И, Григорян Л.А. «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения» М, ИКП РАО, 1998 г.

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. «Оценка готовности к школьному обучению детей  с нарушением зрения», С-Пб, РГПУ, 2001 г.

Сборник «Диагностика профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья», С-Пб, РГПУ, 1999 г.

Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. «Развитие восприятия у ребенка», Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М, 2001г.

 Учитель – дефектолог

коррекционных групп ЗПР

 

 

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Под общей редакцией С.Г.Шевченко, Москва, 2004 г.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР», М, 1999 г.

 «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ», под ред. Т.Г.Неретиной, М, Баласс, 2004 г.

С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», М, Владос,2002 г.

Л.Б.Баряева «Математическая мозаика» (рабочие тетради), Союз, 2002 г.

М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка» (практическое руководство по тестированию), Паритет,2007г.

С.Г.Шевченко «Природа и мы» Ассоциация ХХI век, Смоленск, 2003 г.

С.Г.Шевченко,Г.М.Капустина «Предметы вокруг нас» Ассоциация ХХI век, Смоленск, 2003 г.

 «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста»,С-Пб, Каро, 2005 г.

Учитель – логопед

«Программа обучения и воспитания для детей с ФФН и ОНР» Т.Б. Филичевой, Т.В.Чиркиной    Фомичёва М.Ф., «Воспитание  у детей правильного произношения», М. «Просвещение», 1991

И.Д.Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР», М,Гном, 2004 г., 2010г.

Г.А.Волкова «Методика обследования нарушений речи у детей с», С-Пб, РГПУ, 1993г.

Г.А.Волкова «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи», С-Пб, РГПУ, 1999г.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. СПб, Детство-пресс,2004

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», С-Пб, 2001

Воспитатели

Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Т, Михайлова З.А. и др. «Мониторинг в детском саду». Детство-пресс, 2011

Верещагина Н.В. «Результаты  мониторинга образовательного процесса»  С-Пб, Детство-пресс,2011г.

Верещагина Н.В. «Результаты  итогового мониторинга образовательного процесса»  С-Пб, Детство-пресс,2011г.

Ю.А.Афонькина  «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Волгоград, Учитель, 2011г.

Музыкальный  руководитель

Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», СПб, 2000 г.

Диагностические  методики авторов парциальной Программы «Ладушки. Праздник каждый день» Новоскольцева И., Каплунова И. С-Пб, Изд-во Композитор, 2000 г.

Руководитель физического воспитания

Диагностика физического развития и двигательные качества детей (методика Н.А.Ноткиной, Л.И.Казьминой, Н.И.Бойнович)

Содержание диагностической работы педагога-психолога

Время проведения

Тест, методика

Цель

Сентябрь

май

Методика С.Д Забрамной,

О.В. Боровик

Выявление качественных характеристик познавательной деятельности ребенка: внимания, памяти, сенсорно-перцептивной сферы, мышления, воображения, речи.

Сентябрь май

Методика «10 слов» А.Р Лурия

Оценка состояния памяти, утомляемости, активного внимания.

Сентябрь март

Методика Л.А. Ясюковой

Определение готовности к школьному обучению детей подготовительных групп.

Сентябрь март

Тест Тулуз-Пьерона

Определение скорости переработки информации. Выявление уровня концентрации внимания.   Предположение наличия или отсутствия ММД. Определение типа ММД.

Сентябрь май

Тест тревожности Р.Теммл,

М. Дорки, В.Аммен

Сравнение коэффициента тревожности в начале и конце уч.года.

В течение года (по запросу)

Графические проективные методы: «Дом, дерево, человек»

«Несуществующее животное»

 «Рисунок семьи»

Выявление особенностей ЭВС и личности: уровень тревожности; наличие или отсутствие страхов; уровень нервно-психического напряжения; эмоциональное состояние; уровень самооценки.

Особенности внутрисемейных отношений.

Ноябрь декабрь

Методика «Лесенка»

Определение самооценки ребенка.

Сентябрь январь май

Методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры

Определение уровня нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни

март

Методика определения общего эмоционального отношения к школе М.Р. Гинзбург

Определение общего эмоционального отношения к школе.

Март

Методика исследования мотивационной готовности к школе Солдатова Д.В.

Изучение иерархии предпочтений различных видов деятельности.

Определение места учебной деятельности в иерархии предпочтений.

Сентябрь

май

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка Н. Семаго, М.Семаго

Выявление качественных характеристик познавательной деятельности ребенка: внимания, памяти, сенсорно-перцептивной сферы, мышления, воображения, речи.

Ноябрь декабрь

Методика «Секрет»Т.А.Репина

Изучение межличностных отношений детей в группе детского сада.

В течение года (по запросам)

Социометрическая проба «День рождения»

Изучение отношения детей к детям и взрослым

В течение года (по запросам)

Тест «Страхи в домиках», модификация М.А.Панфиловой

Выявление страхов у детей

В течение года (по запросам)

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой

Изучение эмоциональной сферы, определение наличия агрессивности, ее направленности и интенсивности.

В течение года (по запросу).

Методика А. Я. Ивановой

  1. Выявление потенциальной готовности к усвоению новых знаний.
  2. Восприимчивость к помощи. Способность к логическому переносу.

Сентябрь.

Март.

 Тест « Цветовые предпочтения» М. Люшер.

  1. Определение суммарного отклонения (СО) – показателя эмоционального состояния ребенка. Выявление вегетативного коэффициента (ВК) – энергетической установки ребенка. Определение эмоционального  отношения ребенка к семье, к педагогам группы, к предстоящему обучению в школе.

Ноябрь декабрь

Методика «Лесенка».

Определение самооценки ребенка.

В работе используются дополнительные методы: беседа, наблюдение за детьми в режимных моментах, в игровой деятельности, во время проведения организованной образовательной деятельности, наблюдения за деятельностью детей и анализ их продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы

Представлена система мониторинга  с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.

«Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияОбразовательной программы ДОУ»(из опыта работы МДОБУ детский сад  № 1 с.Инзер МР Белорецкий район РБ )Система монитори...

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в областях «Физическая культура» и «Здоровье»

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЗДОРОВЬЕ»ЧЕРНЫШОВА Т.В., ЮДЕНКОВА Н.А.МБДОУ ЦРР д/с №5...