Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности
методическая разработка по теме

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций  взаимодействия субъектов образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                               

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по познавательно-речевому развитию детей

Московского района Санкт-Петербурга

Технология взаимодействия участников образовательного процесса  при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Автор:

Cумарокова Алла Анатольевна           -старший воспитатель

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение                                                                                                                                                3

Пояснительная записка                                                                                                                         4

1. Структура Технологии взаимодействия участников образовательного процесса

при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения ООПДО                                                                                                                 5

    1.1 Основные понятия                                                                                                                         5

    1.2 Структура сиситемы мониторинга                                                                                                 7

    1.3 Структура Технологии взаимодействия                                                                                         8                

     1.4Описание структуры Технологии взаимодействия                                                                        11

2. Инновационные компоненты Технологии взаимодействия участников образовательного

процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения ООПДО                                                                                                                29

3. Условия трансляции Технологии взаимодействия участников образовательного процесса

при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения ООПДО                                                                                                                                31

4. Роль Технологии в повышении заинтересованности участников образовательного процесса

в результатах освоения ООПДО и объективности их оценки                                                                        32

5. Результаты SWOT- анализ потенциала Технологии взаимодействия участников

образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения ООПДО                                                                                        34

Введение

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций  взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В современных условиях изменяющейся образовательной среды деятельность педагогических работников становится всё более гибкой и исследовательской по своей сути. Результативность инноваций, организационная и педагогическая успешность в целом обеспечиваются деятельностной и личностной включённостью всех участников образовательного процесса в продуктивное взаимодействие. Поэтому для успешного освоения ООП ДО возникает необходимость при организации  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО разработки Технологии взаимодействия участников образовательного процесса  при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО.

Назначение  Технологии взаимодействия - использование педагогического мониторинга в качестве комплексного информационно-организационного компонента образовательного процесса и основополагающего фактора его совершенствования. При этом речь идёт об интерактивной обратной связи, которая обеспечивает не только получение объективной информации о ходе образовательного процесса, но и возможность продуктивного взаимодействия всех его субъектов на основе анализа результатов  мониторинговых исследований.

Включение работы по обобщению и распространению результатов мониторинговых исследований в состав технологических этапов и разнообразие графических способов представления результатов обработки с целью их (результатов) неформальной трактовки обеспечивают открытость и доступность информации о состоянии образовательной системы для всех её субъектов.

         

В результате  система мониторинга становится общим полем совместной деятельности педагогов, воспитанников, администрации и родителей, информационным полем активного взаимодействия всех заинтересованных участников образовательного процесса, что способствует, в числе прочих факторов, совершенствованию образовательного процесса.

Пояснительная записка

ГБДОУ детский сад № 40 Московского района Санкт-Петербурга (далее ДОУ) – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.

ООП ДО ГБДОУ детский сад  № 40, обеспечивающая разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей  и достижение воспитанниками готовности к школе,  разработана на основе комплексной программы «От рождения до школы»,  под редакцией  Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой;

Всего в ДОУ воспитывается 225 детей. Количество групп – 11.

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели с 14-часовым пребыванием детей.

        

В ДОУ функционирует логопедический кабинет (временная группа для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего вида), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5-7 лет с фонетическим и фонетико – фонематическим нарушением речи.

        

Медицинское сопровождение обеспечивается врачем  детской поликлиники и старшей медицинской сестрой ДОУ.

Воспитательно-образовательный процесс организовывают 25 педагогов: старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели                        

Характеристика по квалификационным категориям

Высшая квалификационная категория         – 56%                        

Первая квалификационная категория          –  12%                        

Отличники   народного образования и Почетные работники  общего образования РФ        -16%

Характеристика по уровню образования

Высшее образование                 – 52%

Незаконченное высшее                –  4%

Среднее-специальное                 -  44%

1.Структура Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

1.1 Основные понятия

Технология – это инструмент профессиональной деятельности. В нашем случае деятельности  педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Мониторинг освоения детьми ООП ДО является системой  работы и  имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка,  распространение и хранение информации об уровне освоения детьми ООП ДО в контексте оценки качества дошкольного образования.

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга

        

Задачи ДОУ по реализации  системы мониторинга освоения детьми ООП ДО:

  1. Обеспечение профессиональной готовности руководителей и педагогов ДОУ к организации и проведению системы мониторинга  в учреждении
  2.  Организация постоянного взаимодействия воспитателей и других специалистов ДОУ  на всех этапах реализации мониторинга
  3. Цель Мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития интегративных качеств ошкольника

Функции системы мониторинга:

  1. интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;
  2. диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;
  3. информационная, являющаяся способом систематического получения  информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка;
  4. прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника

Мониторинг  должен соответствовать следующим принципам

  1. научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга)
  2. непрерывности и цикличности(постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)
  3. гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)
  4. коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДОУ)

1.2 Структура  системы  мониторинга:

I этап.                 Нормативно – установочный

  1. Определение формата проведения мониторинга
  2. Постановка цели и задач мониторинга
  3. Определение объекта мониторинга
  4. Определение субъектов мониторинга
  5. Определение методов и форм мониторинга
  6. Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга)
  7. Подбор диагностических методик  с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ
  8. Разработка форм для фиксации результатов мониторинга
  9. Определение периодичности и сроков проведения мониторинга
  10. Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

II этап.                 Диагностический

  1. Проведение мониторинга педагогами ДОУ
  2. Оформление результатов мониторинга
  3. Педагогический анализ результатов мониторинга

III этап.         Итоговый

  1. Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга-   2-а раза в год)
  2. Составление аналитической справки по результатам  мониторинга
  3. Оформление и хранение результатов мониторинга

В соответствии со структурой системы мониторинга выстраивается система взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО. Она также состоит из трех этапов.

1.3 Структура технологии взаимодействия:

I этап.                 Создание системы мониторинга

  1. На  педагогическом совете ДОУ рассматриваются  материалы по системе Мониторинга:    
  1. определяется формат проведения мониторинга
  2. ставятся цели и задачи мониторинга
  3. определяются объект  и субъекты мониторинга
  4. определяется содержание мониторинга
  5. устанавливается периодичность и сроки  
  6. принимается Положение о Мониторинге
  7. принимается Положение о рабочей группе,
  8. принимается состав рабочей группы
  1. Приказом заведующего ДОУ утверждаются  Положение о Мониторинге, Положение о рабочей группе и состав рабочей группы.
  1. вносятся изменения в должностные обязанности педагогов и специалистов о проведении системы мониторинга
  1. Рабочая группа по мониторингу:
  1. определение   методов и  форм мониторинга
  2. подбор диагностических методик
  3. разработка форм для фиксации результатов мониторинга
  4. определение критериев оценки
  5. тиражируются таблицы, диагностические методики
  6. организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов
  1. обучение педагогов
  2.  ознакомление  родителей с содержанием системы мониторинга и с порядком  его проведения

II этап.                 Проведение мониторинга

  1. Рабочее совещание
  2. Организуются и осуществляются  мониторинговые исследования в сроки, определенные регламентом мониторинга
  1. обсуждаются   итоги мониторинга.
  2. проводится обработка и анализ полученных данных.
  3. оформление таблиц мониторинга
  4. составление аналитической справки

  1. Рабочая группа:
  1. обсуждение, анализ полученных материалов
  2. проект аналитической справки ДОУ
  3. обсуждение с администрацией

III этап.         Подведение итогов

  1. Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга
  2. Аналитическая справка по ДОУ
  3. Принятие решений
  4. Рабочее совещание
  5. Оформление и хранение результатов мониторинга
  6. Реализация решений

Взаимодействие участников образовательного процесса  при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО можно представить в виде модели:

Модель

взаимодействия участников образовательного процесса  при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

 

1.4  Описание  структуры Технологии взаимодействия участников образовательного  

        процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых    

        результатов освоения ООПДО

I этап.                 Создание системы мониторинга

  1. На  педагогическом совете ДОУ рассматриваются  материалы по системе Мониторинга:    

  1. определяется формат проведения мониторинга:

Определение формата проведения мониторинга - в соответствии с требованиями к системе мониторинга

          ( приказ МО и Н  РФ от 23.11.2009г.№ 655)  

 

  1. ставятся цели и задачи мониторинга

Цель Мониторинга - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств  

     дошкольников  

Задачи мониторинга:

  1. оценка итоговых результатов  освоения ООП ДО;
  2. оценка промежуточных результатов освоения Программы;
  3. оценка динамики достижений детей;
  4. наблюдение за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, вызывающие эти изменения;
  5. осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в ДОУ;
  6. повышение мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
  7. вовлечение родителей в процесс улучшения качества образования

   

  1. определяются объект  и субъекты мониторинга

Объект мониторинга: динамика развития интегративных качеств, характеризующих физическое развитие и развитие  

интеллектуальной  и  личностной сферы дошкольника и являющихся результатом освоения детьми ООП ДО, которые  

представлены в интегративных качествах ребенка.

Субъекты мониторинга: все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они    

      (дети, педагоги, родители, специалисты, администрация) получают информацию, анализируют ее

  1. определяется содержание мониторинга

Определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга)

Содержание мониторинга отражается в показателях мониторингового исследования.

Выбор показателей и их количество зависит от содержания и задач ООП ДО и может быть различным для одного и того же интегративного качества в зависимости от возраста ребенка.

Показатели, необходимые для оценки достижения результатов части  Программы, формируемой участниками образовательного процесса, формулируются коллективом ДОУ самостоятельно, с учетом реализуемых задач данной части Программы

  1. устанавливается периодичность и сроки  

Определение периодичности и сроков проведения мониторинга:

Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года), что позволяет выявить динамику изменений большинства показателей.

  1. принимается Положение о Мониторинге     (приложение 1)

Структура Положения о мониторинге

  1. принимается Положение о рабочей группе  (приложение 2)
  2. принимается состав рабочей группы

Структура деятельности рабочей группы

  1. Приказом заведующего ДОУ утверждаются  Положение о Мониторинге, Положение о рабочей группе и состав рабочей группы.
  1. вносятся изменения в должностные обязанности педагогов и специалистов о проведении системы мониторинга

  1. Рабочая группа по мониторингу:
  1. определение форм и методов

Определение методов и  форм мониторинга: сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов

Формы мониторинга (методы):

  1. наблюдения за ребенком,
  2. беседы,
  3. экспертные оценки,
  4. критериально-ориентированные методики нетестового типа,
  5. критериально-ориентированное тестирование,
  6. скрининг-тесты и др.

Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях.

Виды наблюдения:

  1. непосредственное и опосредованное,
  2. включенное (которое может быть открытым и закрытым) и невключенное (наблюдаем со стороны),
  3. прямое и косвенное,
  4. сплошное (с фиксацией всех наблюдаемых фактор, проявлений, реакций  и т.д.) и выборочное (по определенным параметрам).

Тестирование — это метод диагностики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и  

 навыков посредством тестовых заданий, тестовых игр, др.

Критериально-ориентированный тест используется для оценки  степени овладения детьми навыками, умениями в  контексте освоения ООП ДО.

Проективные методики. Особенность данного вида методик заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему). Полученные данные интерпретируются по определенным критериям. Это профессиональный инструментарий  педагога-психолога.

Анализ продуктов деятельности ребенка:

  1. метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическом состоянии, степени овладения необходимыми умениями и навыками на основе исследования результатов различных видов его деятельности. Предметом анализа являются продукты познавательной деятельности (выполненное задание), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки и т. п.
  2. в основном этот метод используется как  вспомогательный, вместе с наблюдением, чтобы оценить не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

  1. подбор диагностических методик  
  1. разработка форм для фиксации результатов мониторинга

Разработка форм для фиксации результатов мониторинга:

Возможные формы фиксации результатов –

 рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, таблицы, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.

  1. определение критериев оценки

Критерии оценки по 5-бальной шкале следующие:

1 балл –  ребёнок не имеет представления по указанному критерию интегративного качества;

2 балла – ребёнок имеет отрывочные бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительным неточностями представления по указанному интегративному качеству;

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качеств.

Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги  на каждого ребенка отражаются в разработанных таблицах  (приложение 4)

 На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству.  Для этого заполняется соответствующие таблицы. Каждый показатель оценивается в баллах от 1 до 5.

 На втором этапе суммируются полученные ребёнком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующие развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга, строится диаграмма развития интегративных качеств.

 На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребёнка, основная задача которого-определение проблемных моментов детского развития.

 Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развитии ребёнка.

  1. тиражируются таблицы, диагностические методики
  2. организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов
  1. обучение педагогов

Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

  1. Определение основного содержания системы мониторинга с учетом возраста детей, вида групп, кадрового обеспечения, других особенностей ДОУ.
  1. Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов (консультации, практикумы, др.)

  1.  ознакомление  родителей с содержанием системы мониторинга и с порядком  его проведения

взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения

 Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий

Представление  I  этапа в виде модели взаимодействия:

Модель

взаимодействия участников образовательного процесса при создании системы мониторинга

II этап.                 Проведение мониторинга

  1. Рабочее совещание
  2. Организуются и осуществляются  мониторинговые исследования в сроки, определенные регламентом мониторинга
  1. обсуждаются   итоги мониторинга.
  2. проводится обработка и анализ полученных данных.
  3. оформление таблиц мониторинга

Проведение  мониторинга  педагогами (специалистами) ДОУ

Проводится на основании утвержденной на педагогическом совете ДОУ системы мониторинга и соответствующих диагностических методик (с учетом возраста детей, вида группы, кадрового обеспечения образовательного процесса).

Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей , сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

При организации мониторинга учитывается ведущая роль обучения в детском развитии, поэтому она включает в себя два компонента:

-мониторинг образовательного процесса

-мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Заполняются карты освоения десяти образовательных областей.

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития  интегративных качеств) осуществляется педагогами и специалистами дошкольного учреждения.  

Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Оформление результатов мониторинга  В утвержденную в ДОУ форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнено электронным) Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого ребенка.

 В ходе мониторинга освоения образовательных областей поучаем десять карт освоения образовательных областей по каждому возрасту.

Вот пример карты по  образовательной области, младший возраст.

Мониторинг. Образовательная область «Социализация»    Младший возраст.




пп



Список детей









Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

Умеет объединять несколько игровых действий а единую сюжетную линию, отображать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Может принимать участие в беседах о театре (театр – актёры – зрители, поведение людей в зрительном зале).

Начало года

Конец года

Итог

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность усвоения образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

По итогам обследования освоения  образовательных областей в ходе мониторинга заполняется  итоговая таблица 1.                                                                                                                

Таблица 1

Мониторинг образовательного процесса

Группа  (возраст) «___________________»

Дата проведения мониторинга

ФИ детей

Уровень овладения необходимыми навыками умениями по образовательным областям

Здоровье

Физическая

культура


Социализация


Труд


Безопасность


Познание



Коммуникация

Чтение

Художеств. Литературы

Художественное творчество


Музыка



Итоговый

результат

В ходе мониторинга детского развития заполняются карты оценки уровня интегративных качеств. Вот пример карты по  интегративному качеству,  младший возраст.

Мониторинг. Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».  Младший возраст




пп



Список детей

Антропометрические показатели  (рост, вес)  в норме

Владеет соответствующими

возрасту основными движениями

Сформирована потребность в двигательной активности:

проявляет положительные

 эмоции прифизической

активности, в самостоятельной двигательной деятельности

Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях

Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает  элементарные правила  поведения во время еды, умывания

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

Начало года

Конец года

Итог

По итогам обследования оценки интегративных качеств  в ходе мониторинга заполняется  итоговая таблица 2.

Таблица 2

Мониторинг детского развития

Группа (возраст» «_______________»

Дата проведения мониторинга

ФИ детей

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладевший необходимыми

 умениями и навыками

Овладение

 Предпосылками

 учебной деятельности

Итоговый результат

Педагогический анализ результатов  мониторинга

Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты мониторинга по каждому воспитаннику, уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой), определяют причины тех или  иных результатов освоения Программы.

По результатам анализа показателей мониторинга проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

  1. составление аналитической справки

Составление аналитической справки по результатам мониторинга  
Результаты мониторинга достижения детьми  планируемых результатов освоения ООП ДО служат основой для оформления аналитической справки.

Аналитическая справка о результатах мониторинга  отражает:

  1. динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период:
  2. положительную динамику в коррекции развития, адаптации  воспитанников

Примерная форма аналитической справки представлена в приложении  (приложение 3)

  1. Рабочая группа:
  1. обсуждение, анализ полученных материалов
  2. проект аналитической справки ДОУ
  3. обсуждение с администрацией

Представление  I I  этапа  в виде модели взаимодействия:

Модель

взаимодействия участников образовательного процесса при проведении системы мониторинга

III этап.         Подведение  итогов

  1. Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и специалистами ДОУ

 ( по каждому воспитаннику) может проводиться в рамках существующих организационных форм работы – педагогических советов,  кординационных совещаний, психолого-медико-педагогических консилиумов, совещаний.

 По итогам обсуждения результатов мониторинга :

  1.  определяются причины полученных  положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;
  2. полученные результаты соотносят с задачами и уровнем реализации Программы  ДОУ;
  3.  определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДОУ, степень коррекции развития;

Осуществляется необходимая координация дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов  по организации работы с детьми

  1. Аналитическая справка по ДОУ

Составляется на основе аналитических справок, составленных воспитателями групп и учителя-логопеда

  1. Принятие решений
  2. Рабочее совещание
  3. Оформление и хранение результатов мониторинга

Оформление и  хранение результатов мониторинга

Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами  на бумажном носителе в формах утвержденных педагогическим советом ДОУ.

Материалы мониторинга  хранятся в ДОУ не менее 5 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении)

         Полученная в ходе информация (по каждому воспитаннику ДОУ) должна быть доступна для работы педагогов, родителей ДОУ, экспертов и др.

Результаты мониторинга могут быть оформлены также в электронных носителях, в том числе в таблицах (Microsoft Office Excel). При выборе структуры таблиц и расположения их внутри электронного документа необходимо учесть , что в последующей работе будут использоваться как данные диагностики отдельного ребенка (в динамике в течение нескольких лет), так и результаты в целом по  группе воспитанников.

  1. Реализация решений

По результатам третьего этапа мониторинга в каждой группе ДОУ необходимо:

  1. оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой), сравнить данные по каждой группе между собой;
  2. определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных;
  3. провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный);
  4. определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.

Участники педсовета обсуждают:

  1. какую деятельность необходимо осуществлять силами воспитателей;
  2. какую работу могут взять на себя другие специалисты;
  3. какую индивидуальную развивающую (коррекционную)  работу желательно осуществлять;
  4. какие особенности должны быть учтены в процессе дальнейшей образовательной деятельности;
  5. какие советы и рекомендации необходимо адресовать родителям воспитанников.

Представление  I I I  этапа в виде модели взаимодействия:

Модель

взаимодействия участников образовательного процесса при подведении итогов мониторинга

2. Инновационные компоненты Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

Итоговая оценка и промежуточные результаты:

-итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание  интегративных качеств  выпускника ДОУ

-промежуточные результаты это описание динамики формирования интегративных качеств  воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими  ООП ДО по всем направлениям развития детей;

Оценка интегративных качеств:

-ранее оценивались только ЗУН, т.е. проводилась  диагностика образовательного процесса ( освоения образовательной программы). Система мониторинга в соответствии с требованиями ФГТ включает мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств). Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных

Участие не только педагогов, но и специалистов, родителей:

-только взаимодействие всех участников системы может дать инновационный результат

- все этапы технологии взаимодействия специалистов связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

       Данная технология взаимодействия имеет двусторонний характер. С одной стороны она направлена на развитие детей и на улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышения уровня рефлексии, позволяющий понять особенности  (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

   Таким образом, мониторинг имеет важнейшее значение для повышения качества образования в ДОУ, так как открыт, доступен, прост в обращении, что и обуславливает работу в инновационном режиме.

Составление аналитической справки:

-по результатам мониторинговых исследований по каждой группе составляется аналитическая справка, в которой

анализируются уровни освоения ООП ДО, намечаются конкретные шаги по повышению качества освоения ООП ДО. На основе  этих аналитических справок составляется аналитическая справка по ДОУ.

Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы;

-оценка детского развития по пятибалльной шкале

Изменение характера функций деятельности администрации:

-прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса

-осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса

-обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе

-определении успешности и результативности протекания образовательного процесса

-знание технологического инструментария педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации позволяет избежать необоснованного субъективизма при оценке деятельности педагога.

-мониторинг позволяет осуществлять научное управление образовательным процессом на основе фактического состояния воспитательно-образовательного процесса

Создание рабочей группы:

-для организации системы мониторинга педагогическим советом принят, а приказом заведующего утвержден состав рабочей группы, которая является мозговым центром создания системы

3. Условия трансляции Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишается личностного оттенка ее разработчиков. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагогов и воспитанников прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде. Для этого:

  1. Прописан алгоритм деятельности:

 - в обобщенном виде прописан алгоритм деятельности, приводящий к нужному результату (достижение детьми планируемых результатов освоения ООПДО) при опоре на объективные устойчивые связи участников образовательного процесса

  1. Разработаны модели взаимодействия;
  2. Разработаны схемы, таблицы, критерии;
  3. Имеется спектр каналов передачи:

-методическое объединение, консультирование по оказанию им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта, мастер-классы, практикумы, функция тьюторства и т.д.;

Как хорошо известно, главное в педагогическом опыте – идея. При распространении  важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций

Ведется работа над выявлением базовых и вариативных компонентов мониторинга для повышения возможностей транслирования;

Далее происходит использование, применение и модификация полученных и освоенных ресурсов, достижение новых

образовательных и социально-экономических эффектов в системе-получателе.

4. Роль Технологии в повышении заинтересованности участников образовательного процесса в результатах освоения ООПДО и объективности их оценки

  1. Повышение организационной культуры образовательного учреждения:

      -позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса;

      -способствует повышению профессиональной компетенции педагогов;

      -осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса;

      -прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

  1. Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой:

-развитие и самосовершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

-создание полноценных условий для системного отслеживания уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.

  1. Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом:

- усиление профессиональной направленности работы каждого воспитателя и руководителя, повышение заинтересованности в научно-методическом осмыслении своей работы

- выявление соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту.

- поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в учебно-воспитательный процесс

  1. Помощь педагогам в овладении элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта:

- повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работой в ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогический процесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей и родителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, что позволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и стимулирующих творчество педагогов.

  1. Повышение объективности полученных результатов:

-по одним  и тем же критериям выводы делаются разными участниками (2 воспитателя, специалисты, родители), что повышает объективность полученных результатов;

-сложность предмета изучения требует проведения диагностики по разным аспектам одной и той же проблемы и задействование разных  участников  освоения ООП ДО   (педагогов, специалистов, родителей). Степень сходства результатов, суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность получаемых результатов

  1. Повышение качества  взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей:

-все этапы технологии взаимодействия специалистов связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным

  1. Сплоченность педагогического коллектива: команда

-как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.

-только взаимодействие всех составляющих может дать инновационный результат

  1. Социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом:

-выявлять причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства

  1. Повышение уровня  взаимодействия  педагогов с родителями:

-повышение заинтересованности и удовлетворенности  родителей уровнем развития своего ребенка,педагогов – работой по освоению ООП ДО

-положительная оценка родителями деятельности педагогов и ДОУ

5. Результаты SWOT- анализ потенциала Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО

SWOT- анализ потенциала Технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО нашего ДОУ позволяет предположить, что в настоящее время ДОУ располагает системой мониторинга, позволяющей получить достоверную картину освоения ООПДО и результативной Технологией взаимодействия ее участников. Вместе с тем, дальнейшее развитие и системы мониторинга, и Технологии взаимодействия сдерживается рядом существующих проблем, находящихся не только в компетенции ДОУ. Это может привести к снижению заинтересованности участников и понижению качества освоения ООП ДО.

Проведение SWOT- анализа представлено таблицами:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

- высокая квалификация педагогов;

- большой инновационный и творческий потенциал, открытость к восприятию нового;

- накопленный широкий практический опыт проведения диагностики; 

- созданы оптимальные условия для реализации мониторинга в ДОУ;

-наличие в штате  ставки учителя-логопеда;

- благоприятный психологический климат в ДОУ;

- трансляция передового педагогического опыта;

- существенное обновление инфраструктуры (компьютеры, принтеры);

- тенденция к повышению образовательного уровня родителей;

- повышение интереса родителей к проблемам ДОУ;

-оптимальный баланс между новаторами и консерваторами в  педагогическом коллективе.

-отсутствие опыта работы  педагогов по выявлению  уровня достижения детьми планируемых результатов освоения ООП;

-недостаточное количество разработок инновационных технологий в образовательном  процессе для дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида;

-большая наполняемость групп;

-невозможность установления каждому работнику адекватного коэффициента трудового участия  по конкретным результатам деятельности;

-недостаточное количество высококвалифицированных, заинтересованных и инициативных педагогов;

-отсутствие научно-методической поддержки со стороны институтов детства;

-малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, связанная с дефицитом времени.     

ВОЗМОЖНОСТИ

РИСКИ (УГРОЗЫ)

-Интернет-сеть с огромным потенциалом образовательных и воспитательных ресурсов;

-сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников;

-повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества воспитательно-образовательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов;

-поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в учебно-воспитательный процесс;

-стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные технологии дошкольного образования;

-обобщение и транслирование опыта работы по данному направлению;

- возможность совместного решения проблем и взаимодействия участников образовательного процесса

-отставание ряда членов педагогического коллектива в области пользовательской ИКТ-компетентности;

-недостаточное материально-техническое оснащение ДОУ

-невысокий уровень базового образования части педагогов ДОУ при солидном возрасте;

-эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;

-моральная незащищенность педагога от неадекватных родителей;

-малое количество курсов повышения квалификации по интересующим направлениям, их высокая стоимость;

-нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;

-приток в педагогический коллектив воспитателей без специального (профильного) образования;

-бумаготворчество, излишняя отчетность, работа в цейтноте;

-слабая мотивация родителей на участие в мониторинге

ВОЗМОЖНОСТИ

РИСКИ (УГРОЗЫ)

СИЛЬНЫЕ   СТОРОНЫ

-создание диагностического комплекса, направленного на выявление динамики уровня достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО,  а также динамики и эффективности  взаимодействия  специалистов ДОУ при проведении мониторинга с целью соотнесения промежуточных результатов с ранее зафиксированными и предвидения более отдалённых результатов  образовательного  воздействия;

-комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения ООП ДО;

-подбор диагностических методик позволяющих одномоментно оценивать не одно, а несколько  интегративных качеств;

-обеспечение индивидуального подхода к развитию личности каждого ребенка;

-выполнение запроса родителей:

  1. создание условий для положительной динамики уровня и качества усвоения содержания образования
  2. отсутствие загруженности и, как следствие, переутомления воспитанников
  3. достижение уровня развития соответствующего следующей ступени обучения

-выявление базовых и вариативных компонентов мониторинга для повышения возможностей транслирования;

-использование мониторинга как  средства ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения;

-повышение удовлетворенности:

  1. родителей - уровнем развития своего ребенка
  2. педагогов – работой по освоению ООП ДО

-проведение каждым педагогом самоанализа собственной деятельности, что даст возможность выявить затруднения каждого педагога в реализации модели и определить оптимальные пути их преодоления и в то же время позволит определить и сильные стороны педагога, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития;

-повышение уровня саморазвития педагогов;

-обучение педагогического коллектива ДОУ  по проблемам перехода на новые образовательные стандарты

-постоянно действующие обучающие семинары, консультирование;

-критерии эффективности взаимодействия.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

-продолжение обучающих мероприятий для педагогического коллектива.

-организация регулярных встреч педагогов  для обмена опытом, идеями, сотрудничества между воспитателями ДОУ и специалистами;

-увеличение форм взаимодействия с родителями;

-совершенствование диагностического инструментария

-минимизация времени проведения мониторинга;

-мониторинг не должен выводиться за рамки образовательной деятельности

-максимальное упрощение оформления и анализа полученной информации с помощью ИКТ;

-формирование и подготовка кадрового резерва;

-расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов, оптимизация их возрастной структуры.

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ

О МОНИТОРИНГЕ

ФОРМАТ

МОНИТОРИНГА

ЗАДАЧИ

МОНИТОРИНГА

СОДЕРЖАНИЕ

МОНИТОРИНГА

ПЕРЕЧЕНЬ

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

ПЕРИОДИЧНОСТ

И СРОКИ

СУБЪЕКТ-

ОБЪЕКТ

МОНИТОРИНГА

ЦЕЛЬ

МОНИТОРИНГА

РАБОЧАЯ  ГРУППА

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

АНАЛИЗ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПРАВОК

УПРАВЛЕНИЕ

 МОНИТОРИНГОВЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ

ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

РАЗРАБОТКА ФОРМ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ МОНИТОРИНГА

ФГТ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПОЛОЖЕНИЕ

О МОНИТОРИНГЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

-формат мониторинга

-цели и задачи мониторинга

-субъект-объект мониторинга

-содержание мониторинга

-периодичность и сроки

-формы и методы

-подбор диагностич. методик

-разработка форм фиксации

-опред. критериев оценки

-организация обуч. педагогов

ПРИКАЗ ПО ДОУ

дополнения в должностные инструкции

РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУК - ЛЬ

РАБОЧАЯ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МЕДПЕРСОНАЛ

РОДИТЕЛИ

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

П Р О В Е Д Е Н И Е М О Н И Т О Р И Н Г А

К О Л Л Е Г И А Л Ь Н О Е    О Б С У Ж Д Е Н И Е     И     А Н А Л И З

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ДОУ

ПРИНЯТИЕ  РЕШЕНИЙ

ОФОРМЛЕНИЕ  ДОКУМЕНТАЦИИ

РАБОЧЕЕ  СОВЕЩАНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ  РЕШЕНИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РОДИТЕЛИ

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ВОСПИТАТЕЛЬ

РЕБЕНОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы

Представлена система мониторинга  с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.

«Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияОбразовательной программы ДОУ»(из опыта работы МДОБУ детский сад  № 1 с.Инзер МР Белорецкий район РБ )Система монитори...

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в областях «Физическая культура» и «Здоровье»

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЗДОРОВЬЕ»ЧЕРНЫШОВА Т.В., ЮДЕНКОВА Н.А.МБДОУ ЦРР д/с №5...

Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...


 

Комментарии

Актуальный материал, как раз то, что я искала. Спасибо большое!