В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
презентация на тему

Валиулина Галина Ивановна

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются такие проблемы как  скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы используем в работе приемы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_mnemotehnike_v_dou.doc55.5 КБ
PDF icon mbdou_5.pdf2.24 МБ

Предварительный просмотр:

В рамках городского методического объединения представлен опыт работы на тему:

«Использование технологии мнемотехника   в образовательном процессе ДОУ»

Старший воспитатель Валиулина Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»

   1слайд:  Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются такие проблемы как  скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. 

   Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

2 слайд: Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

 3слайд:   Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы используем в работе приёмы мнемотехники. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: сенсорные эталоны, различные символы и знаки - это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций,  организуют  учебный процесс в виде игры. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:

Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: это и  сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем,  или схемой составления рассказа.

   4 слайд: На основании анализа научной литературы можно выделить следующие задачи.

 Одна из главных задач  -  сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Научить детей управлять своим вниманием.

   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.   

   5 слайд:  Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1.Принцип интеграции

2.Комплексно-тематический принцип

   Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

6 слайд: Мнемотехника многофункциональна. Её можно использовать в любой образовательной  области.

  7 – 8 слайд:  Применение  мнемотаблиц в речевом развитии особенно эффективно при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

9 слайд: После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

10 слайд: На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. 

11 слайд:  Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.    

12 слайд: При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста  – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй  схемы, черти графики».

    13 слайд: Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе.

 14 слайд: При проговаривании скороговорок, при разучивании загадок, при загадывании  и придумывании  загадок. 

  15 слайд: Овладение приемами работы с мнемотаблицами  значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию загадок увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

16 слайд: Для разучивания каждой загадки разрабатывается и составляется своя мнемотаблица. 

17 слайд: Мнемотоблици легко использовать при систематизирование знаний детей о сезонных изменениях. Рассказывание о времени года, рассказ о растительном, животном и предметном мире.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

  18 слайд:  Совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей является моделирование. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

19 слайд: Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление.

20 слайд: С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

 21 слайд:  Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:

-         у детей появляется желание пересказывать сказки - как в НОД, так и   в самостоятельной деятельности;

-         расширяется  круг знаний об окружающем мире;

-         активизируется словарный запас;

-         дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно  держаться перед аудиторией.

     Считаю,  чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности  к школьному обучению.

   Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа.

   22 слайд: Увидев ценность данной работы, ее результативность, мы с легкостью включаем данную технику во все виды образовательной деятельности. Мнемотехника прочно входит в жизнь нашего сада.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе

Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р.,  воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...

Представление опыта работы на тему «Использование вариативных форм при проектировании современного занятия в ДОУ на примере образовательного события Чемпионат по финболу «Семейная бережливость»

Мы, старшие воспитатели, находимся в постоянном творческом поиске технологии проведения такого современного занятия. Ведь наша главная задача состоит в том, чтобы не просто дать какой-то теоретический...

Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...