Консультация для родителей
консультация на тему

Мандеш Любовь Ивановна

Лепка: мечты и реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepkarekomendatsii_dlya_roditeley.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Лепка: мечты и реальность.

Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский.

Подготовила: Мандеш Л.И

Лепка входит в повседневную жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Хорошо, когда дома есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вырезать декорации и разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять солёное тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней ёлки. Во дворе или на даче тоже найдётся материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снеговиком не поставить пони или белого верблюда, а из снежных комков составить гигантскую гусеницу и разрисовать её красками.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Многие современные писатели рассказывают, что в литературу их привела... лепка. В детстве они сооружали из пластилина крепости, лепили рыцарей в доспехах, прекрасных дам, лошадей, чудовища и, конечно, играли с ними, по ходу сочиняя необыкновенные истории.

Лепка - вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых сюжетные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и Колобок), по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т. д.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - всевозможные фрукты, овощи, игрушки, животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа и пр.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, архитектурные и интерьерные элементы в кукольных домиках, замках для игр и спектаклей. Многими из этих поделок можно украсить помещение.

В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают её лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом и налепами.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и пр.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной, в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка ассоциируется с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала), старая тряпочка, пропитанная клейстером, и даже жевательная резинка. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем лучше.

Глина - наиболее пластичный естественный материал, пригодный для лепки, которая используется для скульптурных и изготовления гончарных изделий.

Загустевшую глину хорошо вымешивают, разделяют на части, складывают в пластиковые пакеты или коробки и хранят в прохладном месте. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки используют следующим образом: небольшой кусочек глины разминают, раскатывают их в «колбаску» и сворачивают в кольцо. Если кольцо потрескалось, значит, глина суховата и её надо сбрызнуть водой или добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно оставить её на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась.

Вылепленные поделки высушивают на подоконнике или на полочке (на столе) в течение 5-6 часов и обжигают в муфельной печи. Если печи для обжига нет, поделки оставляют до полного высыхания на несколько дней. Самые удачные поделки после просушки оформляют красками. Для общей грунтовки смешивают клей ПВА (БИФ) с водой и наносят кисточкой или тампоном на поверхность

изделия. После высыхания покрывают слоем белой гуаши, снова дают подсохнуть и затем раскрашивают: сначала большой кисточкой накладывают основной цвет, затем кисточками разных размеров рисуют детали в задуманной цветовой гамме. Для лучшей сохранности поделки покрывают лаком.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования.

Пластилин не так пластичен и приятен в лепке, как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Он более доступен, всегда есть в продаже. Большой выбор цветов даёт возможность создавать многоцветные поделки и композиции, что очень радует детей и взрослых. Чтобы пластилиновые поделки сохранить или разрисовать, после лепки их нужно обработать - обвалять в муке (подойдут также зубной порошок или мел) и оставить на несколько часов, чтобы «присыпка» успела вобрать в себя жир. После такой обработки вылепленные игрушки можно расписывать красками и покрывать лаком.

Тесто - ещё один доступный материал, из которого легко и приятно полепить и совместить приятное с полезным - испечь вылепленные фигурки и полакомиться ими с двойным удовольствием. Проще всего использовать самое обычное кулинарное тесто. Но если дети любят экспериментировать, а взрослые любят их удивлять, можно попробовать лепить из солёного и заварного теста.

Художественная деятельность выступает как основа и условие эстетического развития ребенка. Она представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира и творческой самореализации. Забавные игрушки, поделки из пластического материала – все это ребенок создает своими руками и будет играть, дарить, создавать уют в доме или в детском саду. Давая первые трудовые навыки, лепка развивает  фантазию и творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...