Мастер - класс "Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой "
материал

Трембач Ирина Владимировна

мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_prezentatsii_otchet_v_mmts.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»


Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Р
ечевое развитие: это
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в)
 развитие звуковой и интонационной культуры речи,
г) знакомство с детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

Чтобы это было достигнуто не стоит забывать, что мы воспитываем 
современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.    

         
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей и памяти.
От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Прошлая тема по самообразованию звучала так: ««Развитие связной речи посредствам моделирования литературных текстов» Она тоже была направлена на развитие речи детей, но здесь была затронута память при запоминании стихов и пересказе сказок. Материал был отработан и апробирован.
 Поработав над этой темой, поняла, что речевое общение – следующая  форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.

Личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями, рассказать что-то интересное, легче общаются, чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини - сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе – меньше, но они есть.

Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок.

  • Я поставила перед собой цель:
  •  Научить детей дошкольного возраста правильно пользоваться диалогической речью, как формой  речевого  общения

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • • Развивать умение понимать смысл сказанного.
  • - Учить детей вступать в речевое общение, сообщать свое мнение, но никогда не отвечать вопросом на вопрос.
  • - Воспитываем умение и желание поддерживать беседу, соблюдая доброжелательное, добродушное отношение к собеседнику
  • - Учить владеть разнообразными формами речевого этикета в общении  и употреблять их (не опускать глаза и голову, не отворачиваться во время беседы, не встревать в чужой разговор, чтобы добавить свое мнение – дождаться конца беседы и попросить разрешения вставить свое мнение или дополнение)

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • Изучена методическая литература по данной тематике.
  • Составлен перспективный план по возрастным группам.
  • Разработан и оформлен инструментарий к данной теме.

 С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько: - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.


«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… 
Поэтому в группе были созданы развивающие зоны: «Учимся говорить правильно!», «Театральный уголок» «Природа и экспериментирование» «Книжный» и т.д
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, связной речи, сюжетно - ролевые игры.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, рисование на свободную тему опираясь на мнемосхемы, которые я продолжаю использовать с детьми с плохой памятью, чтобы повысить их самооценку. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Во вторую половину дня наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность, и дети преодолевают страхи, участвуют в конкурсах.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. Они короткие, четкие, полны глубокой, 
выработанной веками мудрости.

В своей 
работе я стараюсь использовать
речевые игры на занятиях, в утренние часы приёма детей, одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии;  во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, они позволяют закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие игры, как: «Угадай из какой сказки», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Чудесный мешочек» и т.д, Учимся рассуждать, беседовать.
 


Много играем в сюжетно - ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра 
развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе 
работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заметить ошибки сверстников и исправить их,  значительно обогатился словарный запас, дети пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь становится более грамотная и выразительная.

Основными принципами реализации работы, являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
и в работе с семьей. Предложенные игры, родители могут использовать дома, по дороге в детский сад.
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. Это помогает сблизить отношения педагог – ребенок – родитель.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получают через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары,
запланированы и некоторые уже проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье – залог правильного общения», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого общения детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития. Они принимают активное участие в конкурсах и  в подготовке детей к ним.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно - пространственной средой речевое развитие и правильное общение ребенка будет полноценным и эффективным. И, в конце, хочется прочитать слова:

Прекрасная речь, когда она как ручеёк.
Бежит среди камней: чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток.
И восклицать: «О! Как же ты красива!»
Е.Щукина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Консультация для воспитателей «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»

Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников....

«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой».

Описание работы: в сообщении раскрывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Адресовано воспитателям дошкольного учреждения....

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»...

«Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современный речевой  этикет — это правила поведения и речи, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя культуру речи, вежливость и умение...