Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"
консультация (младшая группа) по теме

Безгина Анастасия Андреевна

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой ».

Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.

Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей. Под художественно-речевой деятельностью понимают обучение детей пересказу, творческому рассказыванию с целью формирования у детей умения строить связное монологическое высказывание.

Ознакомление дошкольников с литературой, художественно – речевая деятельность самих детей способствует формированию нравственного поведения детей.

С учетом специфики детской литературы О.И.Соловьевой, В.М.Федяевской, Н.С.Карпинской определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:

  • Произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
  • Произведения русской и зарубежной классической литературы;
  • Произведения русской и зарубежной современной литературы.

При ознакомлении детей с художественной литературой следует учитывать их возрастные особенности:

  1. Для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, доступно установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа.
  2. В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-ом году появляется реакция на слово, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
  3. В старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и их мотивы. У детей усложняется понимание литературного героя.

Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи для педагога при работе с книгой:

  • Развивать способности к целостному восприятию произведений разных жанров
  • Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы
  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов
  • Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Основные методы ознакомления с художественной литературой:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора)
  • Рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование)
  • Инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественной литературой)
  • Заучивание наизусть.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания , умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, детей подводят различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.

В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам. Желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову.

Педагог может включить литературный материал в другие занятия, на пример, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети  вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.

При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации. Часто родители нуждаются в помощи при выборе места  и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку.

Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения, время для чтения). В процессе чтения родителям следует помнить, что ребенок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть малыш за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой».

Описание работы: в сообщении раскрывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Адресовано воспитателям дошкольного учреждения....

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...