Конспект ООД по обучению детей татарскому языку в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект ООД по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Куян кунакка чакыра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_v_starshey_gruppe_kuyanga_kunakka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

“94нче “Лилия” балалар бакчасы”

Муниципаль автономияле мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

“Уйный-уйный үсәбез” проекты буенча зурлар төркеме балаларының татар теленнән үзләштергән белемнәрен ныгыту эшчәнлеге

“Куян кунакка чакыра”

Татар теленә өйрәтүче тәрбияче:

Хәсәнова Рәзинә Миңлеәхмәт кызы,

Яр Чаллы,

2015.

Основная предметная область:  Развитие речи (татарский язык)

Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Возрастная  группа: дети старшей группы №12 (5-6 лет).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи" (морковь – кишер, репа – шалкан, лук - суган, огурец – кыяр, картошка – бәрәңге, каупста – кәбестә), а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие в повелительном наклонении, количество.

2. Развивающие:

  • Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу и общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей и интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук,  аудиозаписи 11-12 для детей 5-6 лет, письмо.

Для детей: муляжи овощей и фруктов, интерактивная игра, полумаски Мияу и Куян, овощей, корзинка, атрибуты дли сюжетно-ролевой игры "Овощной магазин".

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка интерактивной игры, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми потешки «Обращение к солнышку», лексического материала и песенно-танцевальной игры "Бар матур бакча", изготовление полумасок.

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме "Овощи",

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.

Предполагаемый результат: дети составляют диалоги  в пределах изученной лексики, общаются между собой и со взрослыми; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Список использованного программного обеспечения: 

  1. УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски" З. М. Зарипова, Казань 2012.
  2. «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.

Сруктура ООД.

  1. Организационный момент.

 Цель: пробудить у детей интерес к предстоящей деятельности, поднять настроение.

  •  Повторение «вежливых слов».
  •  Потешка «Кояш, чык».

  1. Основная часть.

Цель: выполнение поставленных задач.

  •  Игровая ситуация «Овощной магазин».
  •  Игровая ситуация «Знакомство».
  •  Дидактическая игра «Угости зайца».
  •  Физкультминутка. Песенно-танцевальная игра «Бар матур бакча».
  •  Интерактивная игра «Подари зайчатам морковки».
  •   Игровая ситуация «Заячье угощенье».

3. Заключение.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, исәнмесез, балалар. Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт. Исәнмесез! Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, в конверте надпись: “Самым активным детям, хорошо знающим татарский язык”. Вот и  решила дождаться вас. От кого же оно, что нам пишут? Прочитаем?

Дети: Да.

Воспитатель:  Ребята, письмо от Зайца. Вспомните, как звучит по-татарски это слово?

Дети:Куян.

Воспитатель: Правильно. Вспомните, какой сегодня день недели? А как это звучит на татарском языке? (пятница – җомга).  Куян пишет: “Жду вас в пятницу в гости”. Это же сегодня! Значит, нужно собираться. В гостях нам пригодятся вежливые слова. Давайте вспомним их.

Дети: Исәнме, исәнмесез, сау бул, сау булыгыз, рәхмәт, хәлләр ничек, хәерле көн, хәерле иртә...

Воспитатель: Молодцы. Прежде чем выйти в путь-дорогу, позовем с собою солнышко, пусть нам будем веселее.

Потешка «Кояш, чык».

2.Основная часть.

а) «Игровая ситуация «Овощной магазин».

Воспитатель: Ребята, а какие гостинцы мы возьмем для Куян?

Дети: Давайте возьмем кишер, шалкан, суган, бәрәңге, кәбестә, кыяр.

Воспитатель: Как они называются одним словом?

Дети: Яшелчәләр.

Воспитатель:А вот и наш овощной магазин “Яшелчәләр” (показывая на маску Мияу). Кто здесь продавец?

Дети: Мияу.

Воспитатель: Кто хочет быть Мияу? (выбирают продавца – Мияу). Мы купим овощи, а складывать их будем в одну корзину.

Игровая ситуация «Овощной магазин». Участвуют 2-3 ребенка.

Мияу. Исәнме, Коля. Нәрсә кирәк?

Коля. Кишер бир әле.

Мияу. Нинди кишер?

Коля. Зур, матур, әйбәт, чиста, тәмле, баллы кишер.

Мияу. Ничә кишер?

Коля. 1(от 1 до 5) кишер.

Мияу. Мә бер кишер.

Коля. Рәхмәт.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь мы можем отправляться к Куян. 

б) «Танышу» уен ситуациясе.

Воспитатель: Ребята, для нашей дальнейшей игры мы должны выбрать, кто из вас будет зайцем (выбирают одного ребенка). Наш Заяц - Куян разговаривает по-татарски. Он хочет с вами познакомиться.  Как нам это сделать, Куян?

Куян.Давайте поиграем в игру «Знакомься по цепочке».

Воспитатель:  Вы согласны?

Дети: Да!

Куян: Мин Куян, малай. Син кем?

Ребенок: Мин малай. Мин Саша (соседу): Син кем?

Ребенок: Мин кыз. Мин Ирина. Син кем?..

(участвуют все дети, круг замыкается на Куян).

Воспитатель: Вот и познакомились. А теперь, ребята, поиграем в игру “Подари Зайцу гостинцы”.

в) Дидактическая игра «Угости зайца».

Һәр бала Куянга берәр яшелчә бүләк итә.

Ребенок: Куян, мә, кишер (суган, шалкан), аша.

Куян. Рәхмәт, кишер тәмле, баллы. Мин кишер яратам.

г) Физкультминутка. Песенно-танцевальная игра «Бар матур бакча».

Воспитатель: Ребята, все эти овощи выросли в нашем красивом огороде. Как звучит это слово по-татарски?

Дети: Бакча. А может мы споем для Куян нашу любимую песню “Бар матур бакча”?

Воспитатель: Конечно, думаю, он будет рад.

Балалар, битлекләр киеп (куян, кишер, шалкан, суган и др. овощи), түгәрәккә басалар, хәрәкәтләр күрсәтеп җырлыйлар.

д) Интерактивная игра. “Подари зайцам морковки”. 

Воспитатель показывает рисунки через проектор, дети выполняют задания.

Воспитатель: А давайте мы подарим морковки и друзьям Зайца. Первому зайцу – одну морковь, второму – две и т. д.  Аня, как ты скажешь по-татарски: “Заяц, на одну морковку”?

Ребенок. Куян, мә бер кишер.

е) Дидактическая игра «Заячье угощенье».

Воспитатель: Ребята, Куян тоже хочет угостить вас овощным салатом. Только мы должны ему помочь. Вы согласны? Вот рецепт, в нем показано, сколько именно овощей нужно положить в салат (“рецепт” выводится через проектор). А вы должны прочитать этот рецепт по-татарски.

Воспитатель: Салатка ничә кәбестә кирәк?

Дети (по одному): Бер кәбестә, ике суган, өч кыяр, дүрт кишер.

Отсчитывают, называют нужное количество овощей и

 ложат в салатницу.

Воспитатель:  Какой вкусный салат получился! Как вы скажете это по-татарски?

Дети. Салат тәмле.

Воспитатель:  Ребята, а какой ещё наш салат?

Дети: Полезный - файдалы.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в нём много витаминов.

Воспитатель: Правильно, дети, нужно есть много овощей, чтобы вырасти умными и здоровыми.

 

3. Итог деятельности. 

Ребята, мы сегодня сходили в гости  к Куян, угощали его своими гостинцами, пели песню, разговаривали друг с другом. Вам понравилось наше путешествие? А что вы особенно запомнили? Что для вас было трудно?  Кто из вас активнее всех участвовал? Предлагаю наградить его апплодисментами (дети хлопают). Остальные ребята тоже показали хорошее знание татарского языка. Спасибо всем, молодцы! Сау булыгыз, балалар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку для старших групп (УМК)...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе " Бар матур бакча"...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе . Тема: «Иван бабайга, Вәли бабайга кунака барабыз».

В данный материале отражена работа по обучению детей татарскому языку в старшей группе.Цели:- закрепление пройденного материала по проекту " Мой дом"- учить детей составлять диалог по темам " Овощи", ...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Занятие в старшей группе по татарскому языку на тему "Бар матур бакча". Изучение нового слова "чөгендер". Занятие проходит в 3 этапа: Вводная часть, основная, заключительная. На занятие использовался ...