"Народные игры в жизни ребенка".
статья (подготовительная группа) по теме

игротека народных игр для детей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

                  Народные игры.

Кто из взрослых не помнит игр своего детства?

«Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко, колечко»- эти многие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора.

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению, удальству, молодечеству. Среди них много игр, цель которых- развеселить, позабавить. Это игры- шутки с придумыванием нелепых, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами.

Они то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.

Во время прогулок, семейных праздников, эти игры незаменимы.

Народные игры не требуют специального оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного обращения с ребенком.

На прогулке с детьми можно играть в  «прятки», «салочки», различные игры с мячом, в снежки, «снежную бабу» зимой.

Сопровождающая народные игры речь- настоящая сокровищница для педагога. Традиционные тексты- одно из самых важных звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства.

Все они имеют для ребенка магическое значение и поддерживают настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником, творящим заклинание. Игровые слова, в зависимости от интонации и громкости произнесения, а также контекста применения, уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, завораживать, т.е. оказывать мощное эмоциональное и психо-коррекционное воздействие.

Большинство народных игр относится к играм с правилами. Соблюдение правил всеми грающими- необходимое условие продолжение игры и бесконечный источник выяснения отношений между детьми. Чем больше дети общаются по поводу игры, тем быстрее они находят лучшие формы поведения и разрешения конфликтных ситуаций, учатся в случае необходимости подчинять эгоистические желания интересам группы.

Игра- естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком- значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Хорошо владеющий игровыми навыками педагог сможет достичь с их помощью самых разнообразных целей:

-активизировать память, внимание, мышление;

-подготовить детей к определенному виду деятельности;

-решить сугубо психокоррекционные задачи (работа с агрессией страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении, налаживание внутригрупповых отношений);

-в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Предлагаю игротеку народных игр:

«Дорожки»

На полу (ЗЕМЛЕ, ПЕСКЕ) ПРОРИСОВЫВАЮТСЯ ИЛИ ВЫКЛАДЫВАЮТСЯ ДОРОЖКИ САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И ПРОТЯЖЕННОСТИ. Задача ребенка- пройти или пробежать по ним, как можно меньше отклоняясь от заданного рисунка.

Игра способствует развитию координации движений, тренирует вестибулярный аппарат.

«Котики»

Все играющие, кроме двоих, садятся кругом. Сидящие изображают кринки с молоком, каждому из них на голову кладется щепочка или листок бумаги- для прикрытия кринок и кота. Между двумя играющими распределяется роли хозяйки кринок крышки, кринки опрокидываются, кот убегает. Вернувшаяся хозяйка обнаруживает поваленные  кринки и бросается ловить  кота. Пойманный кот должен поднять все кринки и снова закрыть их.

Для детей 5 лет. Коллективная игра, которая дает широкий простор для детской импровизации. Дети могут сами придумывать ролевые слова, отыгрывать разные характеры игровых персонажей, хозяйка может делать самые разные дела и т.п.

«Трубочки»

Играющие попарно берутся за руки, и каждый начинает крутиться вокруг себя, приговаривая: «Вьется ли , вьется ли трубочка. Вьется ли, вьется серебряная». Игра продолжается до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не упадет. Если игра проводится как коллективная, то из сохранивших равновесие могут составляется новые пары.

Игра проходит для любого количества играющих и для всех возрастных групп. Способствует тренировки вестибулярного аппарата, развивает эмоциональную сферу детей.

«Кривое колесо»

Играющие становятся, взявшись за руки,спиной в круг. Круг начинает вертеться вокруг своей оси, одновременно продвигаясь к заранее намеченной цели. Оторвавшиеся от круга выбывают из игры и считаются потерянными спицами.

Для детей с 4 лет. Подвижная, коллективная игра. Развивает эмоциональную сферу детей.

«Курочки»

Все игроки встают в один ряд, широко расставив руки. Одна из них- хозяйка- стоит в стороне и обращается к ребенку, исполняющему роль кумы:

-Кума, кума, не видала ли мою  курочку?

-А какая она?

Хозяйка, указывая на одного  из играющих, начинает описывать. Например: рябенькая, нос крючком, хвостик выщипанный и т.д.. Затем со словами «Кши, кши» отгоняет ее от общего ряда и начинает ловить. Пойманную курочку, хозяйка отводит в сторону, и игра начинается снова и длится до тех пор, пока не будут  пойманные все курочки.

Для детей с 4 лет. Игра способстствует развитию речи, активизирует словарь, развивает наблюдательность, активизирует воображение.

«Лень»

В центре хоровода встает игрок, называемый ленью.

Остальные ходят вокруг него со словами:

-Сидела лень под корнем, под березами,

-Тепло ли тебе, лень? Холодно ли тебе лень?

-Мне день тепло, а ночь холодно.

Приоденьте меня, приукутайте меня.

С младенца- венок, с красной девице- платок, с молодца-кушачок!

Хоровод останавливается, и один из игроков спрашивает: «Лень, бедешь жениться?» -Буду. –Старую старушку возьмешь замуж?

-Нет

-Молодую молодку возьмешь?

-Подумаю.

-Красную девицу?

-Давай сюда!

Лень выбирает одного из игроков, и тот встает рядом с ним. Хоровод снова начинает движение, и лень делает выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки из хоровода не будут вызваны.

Для детей 5-7 лет. Сплачивает группу. Может использоваться на занятиях по улучшению звукопроизношения. Подходит для применения после шумных подвижных игр, как подготовка к более спокойным видам деятельности.

«Почта»

«Кто там?»

-Почта!

-Откуда?

-Из города Н.

-А что там делают?

Водящий называет любое действие: танцуют, плачут, пашут, спят и т.п..

Все играющие сразу должны изобразить названное действие. Тот кому это не удается, должен исполнить роль зеркала. Он становится посередине комнаты, и каждый из игроков подходит к нему и изображает любое действие, которое «зеркало» должно отразить.

Для детей 5-7 лет. Направлена на развитие эмоциональной выразительности.

Тренирует внимание.

«Травянка»

Один из играющих садится на палку- это объездник (травянка). Остальные дети бегают вокруг него, громко припевают, и топают: «И рву, и рву орешки, не боюсь пана ни чуточки. Пан за горою, я за другою- пока пан добежит, моя ножка сбежит!» Травянка старается поймать кого-нибудь из них. Пойманный становится травянкой.

Для детей с 4 лет. Игра представляет большой интерес с точки зрения психопрофилактической работы, т.к. сопровождается сильной эмоциональной разрядкой.

«Трудовой рубль»

Играющие садятся по кругу, в центре которого стоит ведущий. Сидящие должны передавать друг другу монетку так,чтобы водящий не мог понять, у кого именно она находится. Для этого даже  те, у кого нет монетки, делают вид, что они ее передают. Иногда тот, у кого окажется монетка, когда не видит водящий, стучит ею о край стула и сразу же сново прячет. Задачи водящего- найти того игрока, у которого окажется монетка. Пока идут поиски, игроки поодиночке или хором произносят: «Тяжело достается трудовой рубль!»

Для детей 5-7 лет. Коллективная игра. Развивает эмоционально- волевую сферу. Сплачивает детей.

«Коршун»

Водящего «коршуна» избирают по жребию. Дети окружают его стайкой и заводят диалог:

-Вокруг коршуна хожу,

Я на коршуна гляжу.

Коршун, что ты делаешь?

-Ямочку рою.

-Зачем тебе яма?

-Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка?

-Иголку купить.

-Зачем тебе иголка?

-Мешочек сшить

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих детей шуркать- буркать.

-За что?

-Они ко мне в огород лазят.

-Ты бы сделал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет их. Игра заканчивается тогда, когда коршун переловит всех.

Игра активизирует в речи употребление глаголов.

«Верблюжонок и верблюд»

С помощью считалки, либо по желанию выбирают двоих на роль верблюда и верблюжонка. Образуется круг, внутри которого стоит верблюжонок, которого дети, то выпускают, то замыкают круг в кольцо, с тем , чтобы он мог отдохнуть. Игра продолжается до тех пор, пока верблюд не поймает верблюжонка.

Игра учит детей соотносит однокоренные наименования (верблюжонок- верблюд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....