« Методическое сопровождение взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
учебно-методический материал по теме

Фомичева Наталья Валерьевна

Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Методическое сопровождение взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников      по реализации ФГОС»

В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: … «сотрудничества

Организации с семьей» (п. 1.4, стр. 3) .  В основе стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых ( родителей), педагогических и иных работников …. и детей

П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.

Одной из которых является:

… « обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей /              в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,

В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:

… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»

При организации совместной работы  музыкального руководителя с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость  для семьи (каждому  желающему родителю предоставляется  возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);

- сотрудничество  в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Цель  профессиональная помощь семье в  музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей,  развитие активной, компетентной позиции родителей  в вопросах музыкально-эстетического развития детей.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

►содействовать   повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;

 ►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности,  духовной и эмоциональной восприимчивости;

►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и  семьей, являются следующие:

►ориентация педагога на работу с детьми и родителями;

►изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;

►открытость детского сада семье;

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола  с целью изучения их потребностей.

Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас.  Продумывание содержания и форм работы с родителями.

Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

  1. Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством

сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития  ребенка, его контактности в общении с Вами и  со сверстниками,  достижениях .  Ознакомление педагога с проблемами семьи .

3. Совместное с родителями   формирование  творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления,  формы сотрудничества.

  1. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

 Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- обмен опытом; выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога ,группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Основополагающей  задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Таким образом,  «интерактив» - это специальная форма организации взаимодействия с комфортными условиями , при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Основные правила (характеристики) «интерактива»:

Все вышесказанное определяет правила  интерактивных форм взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Интерактивное общение способствует  развитию личности.

•  Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией /учебной, воспитательной/. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

• Успешность применения интерактивных форм   предполагает умение применять полученные знания на практике..

Наиболее распространенные формы интерактивного взаимодействия :

►Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .

►Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

►Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

►Тематические акции  помогают активизировать сотрудничество  в решении актуальных вопросов развития и воспитания детей.                    В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Совместные праздники и досуги ( тема отдельного семинара)

►Организация открытых занятий

►Интернетобщение ( сайт ДОУ, сайт музыкального руководителя, соцсети), использование ИКТ ( буклеты, брошюры, журналы, диски).

Что мы имеем в итоге ?

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в него ;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника решений;  каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение ; формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- показателем эффективности  служит   удовлетворенность совместной деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методический материал(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей)

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...

"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"

27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...

Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"

Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации  методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...

Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...