Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх
консультация на тему

Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх

«Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества»

Н.К. Крупская

В развитии творческой активности детей важное место отводиться эмоционально-образной методике руководства. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки» крылышками. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка предать изображаемому образу живой характер, он вживается в образ. В этот момент у него активно включается ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

Подвижная игра с одной стороны дает возможность ребенку познать окружающую действительность, а с другой - развивает его способности и творческую деятельность.

Важная роль в проведении игры принадлежит художественному слову, оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и ритмом, мелодичностью, что воздействует на фантазию, воображение, будит мысль и чувство.

Чем больше внимания уделять развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем не обычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в играх. В игре «Ровным кругом» я сначала сама показывала разные движения, и только потом был показ детей.

Важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.

Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем возрасте. В репертуаре подвижных игр у малышей преобладают сюжетные игры, которые помогают ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыши испытывают радость от самих движений: прыгают как «зайчики», бегают как «лошадки». Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания. Первоначально педагог выполняет ведущую роль, в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и автомобиль. Дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.

Под действием физических упражнений улучшается деятельность центральной нервной системы. Дети становятся бодрыми, веселыми, жизнерадостными.

Дети неохотно играют с малоподвижными детьми, такие дети становятся малообщительными. У нас в группе есть такие дети: Тимофей, Артем, София, Настя, Варя, Ангелина. Стараюсь таких детей вовлечь в игру и даже дать им роль ведущего.

Детям 3-х лет вполне доступны в элементарной форме сюжеты музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действие совместно.

Развитие интереса к физическим упражнениям происходит на основе игры. Малыши, преодолевая препятствие, радуются, находя неожиданный сюрприз. Игрушки и пособия для игры (флажки, ленточки, мячи) должны быть яркими, красочными.

В свободное время дети занимаются физкультурой: ползают, подлезают под дугой, подтягиваются, чтобы позвонить в колокольчик, достать бабочку, цветочек. Выполняя эти упражнения, ребенок приобретает навыки в основных движениях, а это способствует правильному развитию детского организма, формирует двигательную активность.

Физически развитые дети, как правило, не нуждаются в помощи, выполняют упражнения самостоятельно, а малоподвижные, робкие нуждаются в поддержке воспитателя, в этом и есть дифференцированный подход. Поощрения действия ребенка вызывают у него желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Вызвать интерес к движениям помогают стихи, песенки, потешки. Стараясь разнообразить подвижные игры, придумываю разные варианты игры, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Сменой атрибутики обеспечиваются разные варианты игры. В игре «Два мороза» изменила правила, что бы она была детям доступна: роль Мороза взяла на себя и дети просто перебегали с одной стороны площадки на другую.

Объясняя новую игру, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно, это доставляет детям большое удовольствие, особенно в младшей группе, дети вслушиваются в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают.

Малыши очень любят заниматься физкультурой в коллективе. Во время утренней гимнастики использую разнообразные игровые приемы. Ходьба у нас под песню «Мы солдаты», подвижные игры - с художественным словом : «Гуси», «Огуречик», «Мыши и кот», «Карусель», «Пузырь», «По ровненькой дорожке». Сопровождаю песней игры: «Паровоз», «Самолеты», «Котята», «Трамвай». Даже при выполнении упражнений использую пение: «Неваляшки», «Часики», «Птички», «Лодочка», «Кошечка», «Зайчики».

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, они развивают ловкость, смелость, выносливость, быстроту и красоту движений, проявляют смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. Дети любят играть в такие игры как «Баба-яга», «Гуси», «Огуречик», «У медведя во бору», «Совушка», «Кот и мыши».

Распределение ролей, которое помимо считалок, проходит иногда путем назначения водящего. Необходимо поощрить и активизировать застенчивого ребенка, или наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким, отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включится в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего.

Подвижные игры провожу не только на гимнастике и прогулке, но и на НОД - «Зажги фонарик», «Рыбки», «Светофор». Раз в месяц провожу Праздники здоровья, используя опыт М.Ю. Картушиной, и хотя основное в теме их воспитание культурно-гигиенических навыков, которые играют важную роль в охране здоровья детей, но построены эти развлечения на подвижных играх, где может больше проявится инициатива и творчество детей. Во время развлечения «Мишка на прогулке», дети не только закрепили умение выбирать одежду для зимней прогулки и последовательность одевания, как животные зимуют, но и поиграли в игры «Лиса и зайцы», «Мишка косолапый», «Катание на санках», «Зайка», музыкальная игра «Метелица. Провожу эти развлечения вместе с музыкальным руководителем, ведь именно музыка придает особенный оттенок хороводным играм. Необходимо поощрять малейшее проявление самостоятельности у детей.

При показе сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», перед детьми была поставлена задача, что козлята как и в сказке не послушались маму и открыли волку дверь, а в этой сказке не соблюдали правила дорожного движения. После того как дети выучили слова и поняли смысл своей роли, творчество их было на высоте, роль сыграли прекрасно Дети часто вспоминали этих непослушных козлят.

Наша задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться, к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, этим дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЗНАКИ УТОМЛЯЕМОСТИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Таблица создана на основе материалов ЛИСИЦКОЙ Т.С....

"Формирование правильной осанки у детей при выполнении физических упражнений для укрепления мышечного корсета"

         Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован, т.к. использование в более поздние сроки ст...

Обучение технике выполнения физических упражнений

Материал рекомендован инструкторам по физической культуре как методическая помощь...

статья «Физические упражнения (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста»

Аннотация. Целью статьи является актуализация знаний педагогов использованию физических упражнении (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста Ключевые слова: разви...

Консультация для воспитателей "Безопасность при выполнении физических упражнений"

Консультация для воспитателей "Безопасность при выполнении физических упражнений"...

Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности

В материале перечислены упражнения, которые нежелательно использовать на занятиях с дошкольниками....