Выступление на городском семинаре на тему: "Полоролевая социализация дошкольников".
материал по теме

Магарамова Нарима Бедрединовна

Из опыта работы по гендерному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polorolevaya_sotsializatsiya_doshkolnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре с сообщением по теме:

«Полоролевая     социализация     дошкольников»

Сообщение подготовила   воспитатель

МАДОУ «Сказка» Магарамова Н. Б.  

 

          Восточная легенда  рассказывает, что создатель сотворил человека единым, но  разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, другая – женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету  друг  друга, чтобы обрести полноту существования…

          Тема  мужского и женского начал  стара  как мир. К ней обращались  философы, поэты  и врачи. В разные времена  в разных обществах  по-разному  растили  «настоящих»  мужчин  и  «настоящих»  женщин.

          Издавна считалось,  что  мужчина – это новатор, охотник, воин, защитник,  а  женщина  -  хранительница семейного очага и традиций.  XXI  век и прогресс  все поставили с ног на голову.  Сила мускул перестала играть   превалирующую роль,  и в обществе произошла   путаница.

Многие функции,  которые   традиционно числились за мужчинами,  взяли  на  себя  женщины. Это  касается  и  работы, и  семейных отношений.  Крошащаяся  грань   между  полами  -  проблема  не  местная,  не  российская,  а  мировая.

          Проблема  пола  -  это  и  педагогическая проблема.  Современная  педагогическая наука и  практика, как правило,  не учитывают  пол  как  важную  характеристику ребенка.  Дифференцированный подход   к мальчикам  и  девочкам  отсутствует. В результате формируется  «усередненное»  существо, в характере которого отсутствуют   специфически  мужские или женские  черты.  Мальчики лишены  эмоциональной   устойчивости,  выносливости,  решительности, а девочки  -   нежности, скромности, терпимости,  стремления  к  мирному  разрешению  конфликтов. Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьёзным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Женщину в девочке, так же, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

           Процесс вхождения человека в систему культурных норм и стандартов поведения  и взаимоотношений мужчин и женщин получил название – половая социализация. Применительно к дошкольному возрасту в отечественной психологии и педагогике принято оперировать термином «полоролевая соцализация».

          Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального института, становится проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно-бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами – мужских – всё это, по мнению учёных и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводят к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни. Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную, долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствовали положительные примеры родителей.

           Все эти данные заставляют нас, педагогов, ориентироваться на гендерное воспитание дошкольников.  Гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, предполагающий, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Цель гендерного подхода в образовании – это создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. Осуществлять гендерный подход в образовании – значит ставить личность и индивидуальность ребёнка выше традиционных рамок пола. Сущность гендерной социализации состоит в том, что мальчики и девочки развивались в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в данном обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов.

              Многие исследователи считают дошкольный возраст наиболее восприимчивым к формированию отношения к миру и к себе как представителю определённого пола.

               В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола.

             Проведение  полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полоролевую модель поведения.

 Наш детский сад, и в частности наша группа включилась в эксперимент по   воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей. В группе создаём условия для развития мальчиков и девочек в игровой деятельности. Нами созданы игровые макеты, как для мальчиков, так и для девочек: «Рыцарский замок», «Маленькая хозяюшка», «Автогородок», «Квартира». Хочется отметить, что дети с удовольствием разворачивают игровой сюжет для реализации своих творческих замыслов.

 Мужчины  не  способны  играть  правильную  роль  в  браке:  всю  ответственность  за  существование  семьи,  за  воспитание  детей  они  перекладывают  на  плечи  женщин.  Женщины  наряду  с  мужской  деловитостью    демонстрируют  такие  качества,  как  грубость,  агрессивность,  конфликтность,   неумение  поддерживать   теплый  эмоциональный  фон.

          Рост  числа разводов  -  один   из  показателей     издержки  нашей   педагогической  системы.

          Все  эти  данные   заставляют нас  педагогов  искать  пути  преодоления  «бесполового»  воспитания.  Суть  полоролевого  воспитания   в  овладении  культурой  в  сфере  взаимоотношения  полов,  в   формировании  адекватной  полу модели  поведения,  в  правильном  понимании  роли  мужчины и  роли  женщины  в  обществе.   В  современном  обществе  произошли  серьезные  изменения   мужских  и  женских  социальных  функций. И к мужчине, и к женщине  сейчас  предъявляются  иные, чем  много лет  назад,   требования.

          Например, одно из  исследований  последнего  времени  доказывает, что, если  воспитывать девочку в  старых  нормах  женственности,  она  окажется  сегодня   беспомощной, пассивной,   зависимой и,  следовательно, будет плохой матерью.  В  этом  же  исследовании  наглядно показано.  Что  современному  человеку  необходимо  обладать  чертами  личности,  свойственными  и  тому,  и  другому   полу.  Иначе он  окажется   неприспособленным  к  сегодняшней    жизни.

         Таким  образом  подтвердились    идеи  Ж.Ж.Руссо,  жившего в  XVIII  веке, который  считал, что  определенные  качества   не  могут   быть  принадлежностью   того  или  другого пола,  но  представители  женского  и  мужского   пола  наделены этими  качествами в  разной  степени.

         В  девочке  важно  воспитывать  инициативность,  предприимчивость,  развивать  творческое  начало,  потому  что  эти  черты,  необходимые  современной  женщине.

         Если  меняется  женщина,  то  и  мужчина  не  может  оставаться  прежним. И эти  изменения   вовсе  не  обязательно  должны  характеризоваться  отрицательно.  Прежде  всего,  работающая  деловая  женщина    требует  от  мужчины другого  отношения  к  воспитанию  детей,  поэтому  возникают  инее  повышенные по  сравнению   со старыми  ролевыми   моделями   требования к  мужской  эмоциональности.  Кроме  инструментализма,  во  все  времена   присутствовавшего  в  воспитании  мальчиков,  теперь  повышается  роль  художественного  начала.  

          Предсказатели  различного  толка  объявляют  XXI  век  веком  женщины,  имея  в  виду растущую  потребность  общества  в  миротворческом   типе  лидерства.  Женщина,  конечно же, по  своей  природе  способна  к этому  в  большей  степени,  чем  мужчина,  но  это  отнюдь  не  означает,  что  не  надо  развивать  эти  качества у  мужчин.    

         В  рамках реализации  программы  гендерного  воспитания  дошкольников  мы  используем  формы  работы  как  традиционные, так  и  не  традиционные:

  • родительское  собрание: «Гендерное  воспитание  ребенка  в сюжетно – ролевой  игре»;
  • консультация «Организация  воспитания  в  семье детей разного  пола», «Методы  воспитания,  способствующие  развитию  эталонов  «мужественности»  и   «женственности».

Для  обогащения  детского  опыта  в выполнении гендерных ролей мы  используем  следующие   формы, методы   и приемы:

  • цикл   занятий  по  духовно – нравственному  воспитанию   детей;
  • беседы «Девочки – будущие  женщины»,  «Мальчики – будущие  «отцы», «Девочки – будущие хозяюшки»,  «Мальчики -  будущие  защитники слабых (девочек, женщин, стариков)».

    В групповой  комнате  мы  стремимся  создать   такие  условия, в  которых  дети  могли  бы  реализовать  свой  творческий  потенциал.  Например,  для  мальчиков  мы  сделали  новый  макет  «Рыцарский  замок»,  также  имеются  шлемы,  мечи,  набор  солдатиков,  набор  инструментов,   литература и дидактические игры.  Развивающие мужественность.

   В уголке  для  девочек – куклы  в  народных  костюмах  ,  сарафаны,  оборудование  для  шитья,  макеты домик  «Барби»  и  «Хозяюшка»,  соответствующие  дидактические  игры  и т.д.

   Планируем  провести  тематические  выставки:  «Красота  женская»,  «Красота  мужская», «Книги  о  мальчиках»,  «Книги  о  девочках»  и  т.д.,  также  готовим  альбомы  «О  наших  девочках»,  «О  наших  мальчиках».  

 

     

                                                              Протокол №

 

                                                  Профсоюзного  собрания  

                                                                                                                      «_12_»  ноября  2008  г.                                                                                              

         

                                                                                                      Присутствовало  75  человек.

                                                     Повестка  собрания.

  1. Отчет  председателя  профкома  о  работе  за  2008  год.
  2. Роль  профсоюза   в  жизни  работников образования.
  3. Выборы  председателя  профкома.

По  первому  вопросу  выступала  председатель  профкома  Корнева  О.Л.

   Численность  членов профсоюза  на  2008 год  оставила  915  человек.

   Основная  задача  профсоюза – защита  прав  членов  профсоюза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре"УПРАВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА"

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду в настоящее время создание системы управления процессом развития личности ребенка. Формирование личности ребе...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Выступление на городском семинаре: "Развивающая модель социализации для детей с ОВЗ в ДОУ". 2015г.

Презентация рассказывает о коррекционной работе с детьми логопеда и тифлопедагога на дошкольной ступени образования....

Выступление на городском семинаре: "Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника"

В выступлении речь идет о том, что детское экспериментирование является стержнем любого вида детского творчества и в нем  наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и ...