Главные вкладки

    Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников
    статья на тему

    Агафонова  Ольга Владимировна

    Выступление на городском семинаре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo-_agafonova_o.v.docx15.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

     учреждение детский сад « Берёзка»

    Развитие индивидуальных способностей и

    творческого потенциала дошкольников.

                                  Подготовила и провела воспитатель

    Агафонова О.В.

    Когалым

    2016 год

     Индивидуальность ( лат.individuum-неделимое, особь)-неповторимость, уникальность.

       Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов ( процессов восприятия).

       Индивидуальнось характеризуется не  только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.

       Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.

       Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь:

    . среда , где он растёт,

    .ассоциации, накопленные им в детстве,

    .воспитание,

    .особенности строения семьи и обращения с ребёнком.

    РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

    Существует мнение, что « индивидом рождается, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

    Индивидуальность-это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребёнок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

    Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определённые общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности!

    Правда, осознаётся сами ребёнком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах « Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать  с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное « Я сам»- ни  что иное, как проявление отношения ребёнка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учётом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать её.

    Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребёнок сломал игрушку, и начались упрёки, вплоть до упрёка в неблагодарности. А  он просто хотел посмотреть, как устроено.. И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать своё мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идёт? Разве мы этому его учили?

    Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

    Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через её развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя. Стать самим собой.

    Уже в детстве через чувства взрослых ребёнок  начинает воспринимать неоднозначность своих действий :  замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно. Усваивает ребёнок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку,  а можно использовать её в качестве градусника.

    В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь - например, надел ребёнок специально носок на руку и смеётся, доволен своей шуткой.

    Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где всё содержимое подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать « я - врач» или « я- мама» и вести себя определённым образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

    В более позднем старшем дошкольном возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействия на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т.к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

    Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т.к. рост самосознания способствует формированию у человека особого представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

    Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, даёт начало творчеству.

    К сожалению, многие люди отказываются по различным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим -  зависимость, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

    Поэтому говоря своим воспитанникам в очередной раз « нельзя», задумайтесь, может быть Вы встали на пути ребёнка к поиску себя ???


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника при обучении английскому языку.

    ЦЕЛЬ КУРСА   Повысить уровень языковой культуры учащихся ,развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка,подготовить их к дальнейшему    изучению иностранно...

    Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.

    ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...

    «Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО»

    Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка …………………………………………………………………51.1  Формирования музыкально-творческих способ...

    Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».

    Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...

    «Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с природным и бросовым материалом»

    Презентация  "Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с бросовым и природным материалом"....

    Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

    Данная методическая разработка является результатом моего педагогического опыта и наблюдений в процессе работы музыкальным педагогом с детьми разных возрастов.Обобщение опыта работы и опора на знания,...