Чайные посиделки
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Сценарий досуга в старшей – подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_chaynye_posidelki_2015.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Палкинская СОШ

дошкольная разновозрастная группа

Сценарий досуга в старшей – подготовительной группе

«Чайные посиделки»

Составила воспитатель Комракова Н.Г.

С. Палкино , 2015 год.

Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа , хранящему дух времени и богатство традиций.

Задачи :

- пробудить интерес к истории и культуре России , традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

- познакомить с историей появления чая.
- способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через  познавательно - исследовательскую деятельность детей.

-развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.

- развивать музыкальные и театральные способности детей посредством интереса к фольклору.

- воспитывать  уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины .

Материалы и оборудование:

Группа оформлена в стиле русской избы

-народные костюмы

-выставка самоваров

-самовар Иван Иванович

- компьютер

-стол со скатертью и угощениями

-бублики с заданиями

-разрезные картинки в конвертах

-шапочка самовара

- шумовые инструменты

-халат для императора

- карточки с буквами и цифрам

- чайная заварка с различными ароматами

- чайная посуда

- варенье в розетках на подносе.

Музыкальное сопровождение:

Музыкальные композиции «Бояре, а вы к нам пришли», «Светит месяц» , « Ах вы , сени мои сени» , хоровод « Калинка» , песня « Самовар» , « Пряники русские» , русские наигрыши , китайская народная музыка.

Предварительная работа :

Познавательные занятия « Традиции гостеприимства на Руси» , «Самовар и чаепитие» , экскурсия в школьный краеведческий музей с целью ознакомления с предметами русского быта ;д/и «Собери самовар», «Укрась посуду» , «Раньше и сейчас» ;заучивание стихов о самоваре, пословиц и поговорок о чае и самоваре, гостеприимстве ; чтение произведений худ. литературы , где встречается самовар ;рисование « Русский самовар » , «Русская изба» , «Современное чаепитие» ;рассматривание картин русских художников о традициях чаепития ;лепка самовара; создание мини-музея «Самовары»; оформление альбома «Самовары», «Традиции русского чаепития на картинах русских художников», «Самовар и чаепитие в детской художественной литературе и мультфильмах»

Ход посиделок

Хозяйка:  Здравствуйте, здравствуйте,

                Гости дорогие!

                Люди свойские, простые,

                Заходите, проходите

          Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

 По обычаем старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели,

Низко кланяются им,

Пола чуть рекой касаясь

И приятно улыбаясь.

В старину приветствовали всех поклоном: простым, поясным или земным.

     Проходите , гости дорогие !У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Гость. Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.
Гость: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Собралось к нам гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие, проходите .Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
Припасла я для вас забавушек на всякий вкус.
Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка : В тесноте, да не в обиде!
Я от скуки, мастерица на все руки. Приглашаю сесть рядком, да поговорить ладком. Дети, почему вы такие нарядные, красивые?

Дети: Потому что у нас праздник, посиделки в русской избе.

Хозяйка : Отдых — это не безделки.

Время игр и новостей,

 Начинаем посиделки,

 Открываем посиделки.

 Для друзей и для гостей.

Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор мы сегодня заведём?

Загадаю я вам загадку:

«Медный бес на стол залез, никогда не ест, а только пьет,
По бокам вода играет
В середине огонь толкает» (Самовар)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ детей:- Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару. Давайте принесём наш самовар  а кто мне поможет его принести узнаем при помощи считалки  :

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля.
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - ты и я.

Вместе с ребенком хозяйка несет самовар и разнос, ставим его в центр стола.

Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

Ответ детей (самый главный на столе)

Давайте поближе познакомимся с моим другом Иваном Ивановичем. (рассматриваем самовар)

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!


Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!.
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри –
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь – это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!

Хозяйка : Мы хотим  с вами поиграть

И что знаете узнать

С собой баранки прихватили

И задания сочинили.

 А баранки не простые

Они разные, цветные.

Готовы вы с Иваном Ивановичем поиграть

И на вопросы отвечать?

Тогда доставайте, пожалуйста, первую баранку с вопросом. Спасибо.

Вопрос №1 «А знаете ли вы, ребята, для чего нам нужен самовар? » (ответы детей)

А давайте разложим с вами буквы по порядку и тогда узнаем правильный ответ. Д. И. «Собери словечко». Под каждой цифрой – буква. Собираем слово «Чаепитие» Самовар – это еще и символ семейного очага и дружного общения. Он всегда занимал почетное место в любом доме. Там где самовар, там всегда веселая беседа и интересные игры.

Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком. Самовар-самоварец-самоварчик. Так ласково звали его в прошлые времена. Столица самовара г. Тула. Тульские мастера веками не только ковали оружие, но и делали самовары. Что же такое самовар?

Дети: Это посуда для чая. Это прибор из которого пьют чай.

Хозяйка:Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам, варит" - отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство. Только на Руси пили чай из самовара. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Своё победное шествие по России « водогрейный сосуд », т. е самовар начал сТулы, которую по праву называли самоварной столицей.Именно здесь более 260 лет назад братья Иван и Назар Лисицыны изготовили первый самовар. А какие бывают самовары?

Дети: Электрические и жаровые.

Хозяйка :Покажите на выставке жаровые самовары.

Как вы его узнали?

Дети: У него есть труба для топки, куда помещали шишки, ветки, щепки, угольки

Хозяйка :А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время?

Дети: Из электрических.

 Хозяйка : В наши дни кухни украшают самовары во многих семьях. Правда сегодня воду    греет уже не уголь, как раньше, а электричество.

Самовар стал русским сувениром как «матрешка»

А кто друзья у самовара? (Чайная посуда)

Хозяйка :Предлагаю отдохнуть , поразмяться

Дети становятся в круг и выполняют движения

Самовар похож на чайник (руки на поясе , надувают щёки)

Очень важный , как начальник (Поднимают плечи , пыхтят)

Вот фарфоровые чашки ( приседания)

Очень хрупкие , бедняжки ( руки к щекам ,качают головой)

Вот фарфоровые блюдца (кружатся , рисуя круг руками)

Только стукни- разобьются( хлопок в ладоши)

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке ( потянуться , руки над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс ( сделать общий круг)

Внимание-внимание

Второе задание!

Возьмите, пожалуйста, следующую баранку.

Вопрос №2 «Вы ребята не зевайте

Портрет родственника моего собирайте

Поспешите , не шумите

Да всё точно вы сложите ».

Д. И. «Узнай по силуэту».( Собрать разрезную картинку и назвать на что по форме похож самовар) Работа в парах.

Хозяюшка:

Сядем-ка пока рядком

Побеседуем ладком.

А потом налью питье

Мальчик:

Не заморское? Свое?

Хозяюшка:

Как сказать тебе? Питье -

Не заморское, не свое.

Девочка:

Ой хозяйка, не мудри

Сказки нам не говори.

Это как же так: питье

Не заморско, не свое?

Хозяйка:

Я открою вам секрет -

Ведь ему уж много лет!

Так: сперва китайцы пили

Вслед индейцы подхватили,

После к немцам корабли

Это чудо привезли.

Нынче на Руси народ,

Сей напиток шибко пьет

Он горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный.

Кто догадался, отвечай

Как зовется "чудо"?

Дети: чай

Хозяйка: ребята, а какой самовар без чая. Чай от слова - напиток.

Вопрос №3 Любите ли вы, ребята, чай?

(Ответы детей) А как вам кажется, всегда ли люди знали о таком замечательном напитке? Конечно, не всегда. Долго-долго люди пили только морс, кисель, сбитень, квас… А хотите узнать, как они узнали про чай? Тогда садитесь в кружок и помогите мне , пожалуйста, рассказать красивую легенду о чае. А чтоб рассказ наш получился, вы должны выполнять те действия, которые я вас попрошу.

(Детям раздаются атрибуты (султанчики, свистульки, ведра… для звукоподражания) .

«Легенда о чае»( Звучит китайская музыка)

Существуют разные легенды происхождения чая на Руси. Одна из них гласит, что однажды около 5 тысяч лет назад китайский император гулял в лесу (ребенок прохаживается в шапке Императора). Под ногами у него шуршала трава (дети шуршат, на ветвях пели птицы (дети свистят в свистульки). Он устал, присел и приказал согреть воду для питья. Слуги, конечно, засуетились. И когда вода закипела (дети передают звук свистулькой, совсем неожиданно подул сильный ветер и в воду попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Но тут пошел дождь (дети стучат по донышкам ведерок) и он быстро, но бодро засобирался домой. Так человек попробовал первый раз этот замечательный напиток.

Вопрос №4 «Предлагаю поиграть да о чае побольше узнать»

Хозяйка: Мы с Иваном Ивановичем для вас принесли чаи с разными вкусами и ароматами.

Д.И. «Узнай чай по аромату» (пакетики чая с разными ароматами)

(рассказ о происхождении чайных пакетиков. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из тонкого шёлка , ссыпал в них чай и в такой «упаковке» возил их по ресторанам в качестве рекламы. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай , а заваривали прямо в пакетиках, опуская в чашку. Так и появился чай в пакетиках.)

Хозяйка : Ребята посмотрите , пожалуйста содержимое пакетиков 1 и 2 .Чем они отличаются?(Зелёный и чёрный цвет).Рассказ о зелёном и чёрном чае ( листочки чёрного чая вялят , скручивают ,сушат , а у зелёного нет) А вы какой больше чай любите? ( Ответы детей)

Хозяйка : Предлагаю в круг всем встать и немного поиграть !(Водящий выбирается при помощи считалки :

Плыл по морю самовар,

В самоваре был стакан,

А в стакане спрятан слон
Ты не веришь?

Выйди вон !)

Хороводная игра «Самовар»

Все :Самовар, самовар!
Старый, медный самовар!
Может, стал ты слишком стар –
Где ж твой прежний пыл и жар?
Всё стоишь и пыхтишь,
Всё никак не закипишь!

Самовар.

Что вы, что вы! Как не стыдно!
Даже слушать мне обидно…
Как сейчас я разозлюсь!
Как сейчас раскипячусь!
Всё уже во мне клокочет!
Всё кипит… Кто чаю хочет?

Все :Наливай! Наливай!
Самый вкусный, свежий чай!( На последние строчки дети выставляют вперёд руки «чашечкой» , самовар пытается их коснуться , а дети должны успеть спрятать их за спину)

Вопрос №4 « Закончи поговорку»

Пей чай – удовольствие… получай.
Чай не пьешь - откуда силу ….возьмешь?
Чай пьешь – до ста лет… проживешь
Выпьешь чаю – прибавятся… силы.
Почему так говорят?

Ребёнок 1:Я хочу открыть секрет

                И полезный дать совет:

                Если хворь с кем приключится,

                Чаем можете лечиться.

                Чай всех снадобий полезней,

                Помогает от болезней.

Ребёнок 2:

Чай с вареньем и лимоном,                              

С пряниками и поклоном.                                

Он бальзам от всех болезней,                          

И напитка нет полезней.  

                               

   Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!


Ведь полезен разный чай!
Если пьешь ты чёрный чай,
Бодрость льётся через край.
Если чай зелёный пить,
То легко здоровым быть!


Ну а красный чай прекрасен,
И не только тем, что красен,
Помни, если чай ты пьёшь, -
Каждый чай собой хорош!


Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Это точно. Чай сначала и был как лекарство. 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетиков с надписью «бах-ча», что значит «чай для заварки».

 Возвратившись в Москву из-за дальних морей - океанов, послы с опаской  передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

 Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться».

А с чем пьют чай , когда заболевают? (С мёдом, малиной , ромашкой , мятой ,лимоном…)

Вопрос №5 «Знаете ли вы традиции русского гостеприимства и чаепития?»

 

1. В каждом русском доме неприложно следовали правилам – чай разливала хозяйка дома или старшая дочь.

2. Чай разливали сначала гостям, о потом уже по старшинству всем  членам семьи

3. Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

4. Ложечку обязательно вынимают из чашки

 5.Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

6.Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее."

А сейчас мы дружно встанем,

Каблучком о пол ударим ,

И пойдёт весёлый пляс,

 Будет весело у нас!

Танец «Калинка»

Вопрос №5 « Любите ли вы отгадывать загадки?»

В таком случае

Слушайте внимательно, не перебивайте,

А отгадку знаете – руку поднимайте.

Белый камень

В воде тает

(Сахар)

Ягоды собрали, с сахаром смешали,

Варили-варили, в банки положили -

Вкусно! Всем на удивленье

К чаю что дают? (Варенье)

Д.И. «Узнай варенье по виду»

Длинные и круглые,

 Белые и смуглые,

Что за сладкие кокетки

В платьях-фантиках? (Конфетки)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я один его не съем,

Разделю ребятам всем (бублик)

Д. И. «Комплименты Иван Ивановичу» (делаем бусы из сушек для самовара , нанизываем сушку на верёвочку и говорим комплимент)

Песня «Самовар»

Хозяйка : Авот ещё , последняя загадка

Сладкие, печеные,

Глазурью золоченые,

Тульские резные,

Ажурно-расписные

Кушают Андрюши,

Маши, и Надюши,

И Максимки, и Иринки,

Разломив на половинки.

        Угостят и Танечку

        Ароматным... (пряничком)

Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение  –

Пряник-разгоняй! 

Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

(Хозяйка ставит перед гостями поднос с пряниками)

Посиделки заканчиваются чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Чайные посиделки или праздник брусничного пирога"

Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы...

досуг "Чайные посиделки"

В конспекте помещены- историческая справка появления чая в России, речевые задания, физминутка, самостоятельная деятельность детей по завариванию чая. У детей появляется возможность проявить гостеприи...

"Чайные посиделки"

тематическое развлечение ко Дню чая...

Родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ» - «Чайные посиделки» «Чудесный чайный мир». педагоги Соловьева Н.П., Титова Н.Ю

Задачи: формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.Оборудование: столик с самоваром, баранками, с кружками, чашками, чай разного сорта, ча...

Мы на чайных посиделках, рады с мамой побывать.

Утренник в подготовительной группе, посвященный 8 Марта«Мы на чайных посиделках, рады с мамой побывать»Хозяйка: Ох, спешу, поспешаю, в горнице своей стол накрываю, да гостей поджидаю и взр...