Проектная деятельность как условие повышение проффесиаонального мастерства педагогов ДОУ.
статья на тему

Гаврикова Мария Евгеньевна

     В практике дошкольных учреждений существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Все они основаны на личностно-ориентированном обучении, отражающие принципы гуманистической направленности в педагогике. К образовательным технологиям, наиболее полно отражающим мировые тенденции  в области личностно-ориентированной педагогики, относится метод проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gavrikova_m.e.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как условие повышения

 профессионального мастерства педагогов

     В последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения: на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» меняются образовательные парадигмы, осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Процессы развития дошкольного образования очень усложнились и затрагивают практически все элементы образовательных систем, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус образовательных учреждений и т.д.

     Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

          В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

     В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Всё это требует от педагогических работников ДОУ нового комплекса умений - умения проектировать развитие образовательной системы или собственную образовательную деятельность. В свою очередь подобные изменения призывают методическую службу ДОУ к обновлению содержания, поиску новых, инновационных форм работы с педагогическими кадрами.

     В практике дошкольных учреждений существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Все они основаны на личностно-ориентированном обучении, отражающие принципы гуманистической направленности в педагогике. К образовательным технологиям, наиболее полно отражающим мировые тенденции  в области личностно-ориентированной педагогики, относится метод проектов. Эта технология XXI века, предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Поэтому способность дошкольного учреждения, как базового звена образования, использовать в работе проектный метод имеет большое значение для развития современного общества.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной педагоги использование метода проектов эффективно по нескольким причинам:

- данная технология хорошо сочетается с образовательными программами, реализуемыми в дошкольных учреждениях;

- При интеграции в учебно-воспитательный процесс метод проектов позволяет достигать поставленных целей с помощью альтернативных средств обучения;

- это истинно педагогическая технология, обеспечивающая не только освоение программного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, позволяющая сформировать у ребенка дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности.

- метод проектов удовлетворяет потребности педагогов-новаторов в инновационной деятельности, повышает их квалификацию.

     Внедрение в практику работы проектного метода необходимо начать с организации работы с педагогическими кадрами. Задача методической службы состоит, прежде всего, в том, чтобы научить педагогов правильно организовывать проектную деятельность, которая даст возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствовать воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Уместно процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». 

     Работу по применению метода проектов стоит начать проводить через специально подготовленные методические мероприятия, такие как консультации по изучению и анализу специальной методической литературы, теоретические, практические занятия и проекты с педагогами. Таким образом, выстроить систему работы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ, которая выглядит следующим образом:

1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специальную литературу, практические материалы из опыта работы, проектные документы на различных носителях, мультимедийные материалы.

2. Образовательный блок, включающий в себя: теоретико-практические занятия, проекты и индивидуальную работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей и др.

     Представим вашему вниманию несколько проектов с педагогами:

  1. Составление рабочей программы педагогов ДОУ. (Административная группа, методическая служба, воспитатели, узкие специалисты)
  2. Молодые дарования. (Методическая служба, группа наставников, молодые специалисты)
  3. Перспективы экологического образования дошкольников (Воспитатели, педагоги дополнительного образования, методическая служба)
  4. Дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды. (Административно-хозяйственная, методическая, психологическая службы, узкие специалисты, воспитатели)
  5. Социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (Все члены коллектива)
  6. Воспитание здорового ребенка (В рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб)

3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно - познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, демонстрационных, наглядных материалов и др.

     Работа с педагогическими кадрами, направленная на формирование аналитических, прогностических, проективных умений, предусматривает решение несколько важных задач:

1. Осознание педагогами понятия «Технология проектирования».

Необходимо направить усилия на осознание педагогами отличий проектной деятельности от комплексной работы по теме: педагог не преподает готовое знание, которое детям остается только усвоить. Он не объясняет и демонстрирует детям правильный способ действия, которыми они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некую проблему, слишком сложную, чтобы ее можно было решить сразу по уже известной схеме.

2. Выстраивание взаимоотношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.

Партнерская позиция, позиция соучастия требует совместного постижения проблемы. Из носителя готовых знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта, партнера по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

3. Соотнесение умения доли нового и известного в проекте.

Воспитателям необходимо усвоить, что любой проект должен опираться на предыдущий опыт и некоторые знания детей о предмете, базовые умения и навыки. «Готовые» новые знания для детей воспитатель может дать только в очень незначительном объеме и в момент востребованности детьми. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие применения навыков проектной деятельности у дошкольников: самоизучение, самоосвоение информации и материала.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности детей, учебно-воспитательная работа  и работа воспитанников переориентируется  на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 В современных условиях развития ДОУ проектная деятельность на практике показывает свою эффективность. Педагоги учатся работать с методикой проектного метода, выбирают подходящие технологии, активно взаимодействуют с родителями и детьми. Проектная деятельность дает возможность самореализации, интеграции теоретической и практической подготовки, умения работать в команде единомышленников для достижения личностно и профессионально значимой цели.

 Говоря о повышении квалификации педагогов ДОУ, можно утверждать, что только системный подход и применение новых инновационных форм работы с педагогами будут решающим фактором для развития творчества, инициативы каждого члена педагогического коллектива, а в дальнейшем и для повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов. Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов

О роли методической службы в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализац...

«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)

Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...

Технология АМО – средство повышения уровня мастерства педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня над...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства.

Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства....

Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства

Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства...