Театрализованная деятельность как способ развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа) на тему

Соколовская Людмила Михайловна

консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как способ развития коммуникативных способностей у детей  3-4 лет.

 

Дошкольное образование направлено на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста( статья 64 , пункте 1 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками ( эти качества прописаны во ФГОС   образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

 Цель коммуникативных игр

 Развивать навыки общения

 Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками

 ЗАДАЧИ:

    Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

Дошкольное детство  очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень большое значение. Особенно важным и своеобразным является возраст 3-4 лет.

От общения только с матерью ребенок переходит к общению с его сверстниками, попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Преодолеть все эти трудности, сделать переход к жизни в новых условиях с новыми людьми более легким и успешным помогает игра.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. В ней происходит налаживание отношений с окружающим миром и людьми, игра является условием коммуникативной деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению. Взрослые с помощью игры могут помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Игры–занятия формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные способности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, уметь выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, уметь сотрудничать и взаимодействовать.

  Это пальчиковые игры, речевые игры, дидактические, хороводные игры, игры–драматизации, пластические этюды, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы. Более подробно я хочу остановиться на театрализованной деятельности

  Дошкольники с удовольствием перевоплощаются в тот или иной образ, участвуют в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Также это очень сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, которое помогает мне создать радостную и непринужденную обстановку в группе, а это очень важно особенно в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

Именно через театрализованную деятельность активизируется у детей мышление, тренируется память и образное восприятие, развиваются коммуникативные способности, совершенствуется речь. Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания, развивает чувство коллективизма и способствует развитию коммуникативных способностей. Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Исходя из знаний данных особенностей детей младшего дошкольного возраста, в нашей группе мы используем разнообразные виды театрализованных представлений:

1. Театр на конусах.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

2. Театр кукол –топотушек.

Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

3. Театр пальчиковых кукол.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

4. Театр картинок (фланелеграф) .

Театр картинок, такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие.

 5. Театр деревянных героев.

6. Театра на стаканчиках.

Эти виды театров способствуют развитию мелкой моторики руки. Благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Способствовуют проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками, помогают ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

7. Театр кукол –рукавичек.

Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклы – перчатки. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаиваться, если она плачет, кормить кашей и так далее.

8. Театр в масках.

Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса своих персонажей. Также маски используются на занятиях по развитию речи, как способ адаптации малышей в группе, как сюрпризные моменты на различных занятиях, а также для заучивания стихов.

    Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.

     Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития коммуникативных способностей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.    Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Театрализованная деятельность – средство для развития коммуникативных способностей у детей

 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

Театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей у детей.

Театрализованная деятельность - это творческая деятельность, связанная с процессом пронизывающим все развитие личности ребенка. ...