Образ Бабы-яги в русских и в чувашских сказках (проект).
проект (подготовительная группа) на тему

Иванова Валентина Васильевна

Образ Бабы-Яги в русских и в чувашских сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baba_yaga_i_vupar_karchak.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

        

                 

Образ Бабы-яги в русских  

 и

Вупăр карчăкě (Баба-яга) в чувашских сказках

Федорова Дарья, Шашкова Владилена

МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш

        

Руководитель:

Иванова В. В.

Канаш 2015


Мотив выбора темы исследования и значимость исследования для окружающих. Нет ни одного ребенка, который не любит сказки. Мне мама каждый день перед сном читает их. Недавно она прочитала русскую народную сказку «Финист – ясный сокол», где одним из  главных героев является Баба-яга. Сказка мне очень понравилась. В детском саду я рассказала ее своей подруге Владе. А она сказала, что в той сказке, которую ей читала мама, Баба-яга называется Вупăр карчăкě. Нам стало интересно, что общего у этих персонажей, а если есть различия, то какие?

Цель: Нам захотелось узнать как можно больше о Бабе-яге и Вупăр карчăкě и сравнить их.

Задачи:

И мы решили:

  • Познакомиться с персонажами Бабы-Яги и Вупăр карчăкě.
  • Выявить характерные черты героинь: общее и отличия.
  • Сравнить их образ жизни, средства передвижения, жилища.

Гипотеза: Мы предположили, что в образах Бабы-Яги и Вупăр карчăкě много общего, но есть и различия.

Методы исследования: Чтобы получить ответы на вопросы, мы читали русские народные и чувашские сказки, смотрели мультфильмы и кинофильмы, собирали материал в интернете, рассматривали иллюстрации, рисовали рисунки, совместно с родителями изготовили кукол Бябы-Яги и Вупăр карчăкě.

Результаты: и вот что мы узнали:

В русских народных сказках – Баба-яга

В чувашских народных сказках – Вупăр карчăкě

1. Персонаж встречается во многих сказках:

«Гуси-лебеди», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич», «Иван – крестьянский сын», «Баба-яга», «Василиса Прекрасная», «Баба-яга и Заморышек»

1. Героиня встречается лишь в сказках «Ултă хěре çиекен», «Вупăр».

2. Старая,  злая и мощная колдунья.

2. В сказке «Ултă хěре çиекен» превращается в быка, значит, является ведьмой (злой волшебницей).

3. Жилище — это избушка на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. У нее нет ни окон, ни дверей. Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе черепа людские с глазами висят, вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. (Приложение 1)

3. Живет среди людей в деревне, маскируясь под обычную женщину.

4. Пешком она не ходит. Экипажем для ее передвижения служит ступа. В ступе Баба-яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. (Приложение 2)

4.В сказке «Вупăр» летает на мялке(тылă).  В сказке «Ултă хěре çиекен» ходит пешком. (Приложение 3)

5. В русских народных сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы-яги описан подробнее, чем образы остальных персонажей. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Волосы косматые, косы расплетены, нос в потолок врос, сопли через порог висят. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этого порога. (Приложение 4)

5. Портрет не описывается. Как героиня выглядит, во что одета, какие черты лица  -всё это остается для нас загадкой. Ее никто не пугается и, встретив, не убегает. По-моему, она выглядит как обычная чувашская женщина. (Приложение 5) Если бы персонаж показался злым и страшным, девушки в сказке «Ултă хěре çиекен» его не пригласили бы к себе домой на посиделки.

6. Что несёт она в себе: зло или добро?  Положительный этот образ или отрицательный?

Несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит,  и спать уложит, и даст путеводный клубок, который приведет к цели. В таких случаях ее хочется назвать Ягой–дарительницей. Она и Яга-богатырша, потому что обладает мечом-кладенцом. Именно от неё Иван-царевич получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.          Если Баба-яга загадывает Ивану загадки, это не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о принадлежности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний. Ее хочется назвать Ягой-крадительницей, так как крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще уносит к себе в избушку. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются.

В сказке «Баба-яга и Заморышек» её хочется назвать даже Ягой-убийцей. Она приказала своим слугам отрубить незваным гостям буйны головы. За своё зло она взамен получает отрубленные головы дочерей.  

Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.

6.  Героиня несет в себе только зло, она – отрицательный персонаж.. В сказке «Вупăр» она, являясь мачехой,  съедает и лошадь, и свою сноху, и ее дитя. А в сказке «Ултă хěре çиекен» путем обмана сначала съедает собаку, а затем – 6 сестер. Лишь седьмая убегает и спасает других.   В обеих сказках добро побеждает зло, и все остаются живыми и здоровыми.

7. Имеет прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами, огненным щитом и мечом-самосеком (меч-кладонец).

7. Есть ночва (такана), на которой катается по воде. (Приложение 6)

8. Питается человечиной.

8. Питается человечиной.

В книге «Русские народные традиции и обычаи» мы прочитали, что сильнейшим оберегом для дома, семьи является кукла «Бабы-Яги». Образ домашней Бабы-Яги охраняет дом от сглаза, недоброжелателей и завистников. (Приложение 7)

Мы с мамами своими руками сделали оберег для нашего дома. (Приложение 8)

В ходе исследования мы узнали много интересного о Бабе-Яге и Вупăр карчăкě.

Наша гипотеза о том, что в образах Бабы-Яги и Вупăр карчăкě много общего, но есть и различия, не подтвердилась.

Оба персонажа разные. Всё у них разное: и место жительства, и передвижение, и характер, и внешний вид. В русских народных сказках Баба-яга бывает и доброй, и злой. В чувашских сказках Вупăр карчăкě – отрицательный персонаж.

Есть у них лишь одно сходство – обе героини питаются человечиной.

В русских народных сказок Баба-Яга встречается очень часто. В чувашских народных сказках очень редко можно встретить Вупăр карчăкě.


Библиография

  1. Афанасьев А.Н.  Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986
  2. Русские народные сказки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985
  3. Русские сказки Сборник М, ЭКСМО-Пресс, 2002
  4. Чăваш юмахěсем. – Шупашкар: Чăваш кěнеке издательстви, 1982
  5. http://www.google.ru/search
  6. http:/shkolazhizni.ru/archive/o/n-24018 
  7. http://yandex.ru/yandsearch


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский информационный проект "Образ Бабы - Яги в русских народных сказках"

Цель: узнать, кто такая Баба – Яга и всегда ли она злая.Задачи:·       провести опрос ребят группы;·       прочитать русские народные сказки...

Проект " Образ бабы Яги в русских народных сказках"

Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста...

«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках».

Конспект  занятия  Театрального  кружка  для детей старшей группы...

конспект совместной деятельности "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

Конспект совместной образовательной  деятельностис детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)по художественно-эстетическому развитиюна тему:«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»...

Образ Бабы Яги в музыке русских композиторов

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы «Образ Бабы Яги в музыке русских композиторов»...

"Баба Яга в русской музыке, живописи и сказках"

Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не знал бы о Бабе Яге. Но так ли хорошо современные дети знают о ней? Пришлось искать ответ на этот вопрос в рамках проекта "Баба Яга в ру...

Статья про выставку «Образ Снегурочки в живописи русских художников» (в рамках реализации проекта "Картинная галерея в детском саду")

Статья про выставку «Образ Снегурочки  в живописи русских художников» (в рамках реализации проекта "Картинная галерея в детском саду")...