Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.
статья по теме

Дюжий Марина Владимировна

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дюжий Марина Владимировна

воспитатель

МБДОУ Краснозерский детский сад №2

комбинированного вида Краснозерского района

Современный взгляд на использование устного народного творчества

 в развитии речи дошкольников

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок. Актуальность  работы  по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника  развития  творческого потенциала взрослых и детей. Над данной темой коллектив нашего детского сада работает не первый год.  Для того, чтобы сделать  фольклор  неотъемлемой частью общения детей, мы создали соответствующую развивающую среду в группах детского сада. В интерьер групп мы  включили элементы русского декоративно-прикладного искусства: предметы утвари (глиняные кувшины, горшки, самовар и др.),  ширмы, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии.  Создание в группах элементов русской горницы помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины путем действенного сознания. Совместно мы составили перспективные планы, разбив фольклорный материал по специфике.   Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

 - в-третьих, активного включения детей;

 - в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

     С детьми младшего возраста  нами  широко  используются   дидактические, настольно-печатные   и словесные игры    по  пословицам      с  дидактическим  материалом: “Собери  пословицу”,  “Пословицы  в  квадратах” или “Сложи пословицу”. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются мотивационные установки:  игровые, общественные, соревновательные или личные и т.д. Например: “Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы”,   “Кто больше назовет пословиц о труде ...?”,  “Подберите пословицу, которая вас учит добру”. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

•        игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

•        можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

•        изобрази пословицу пантомимой и т.д.

    Еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы  развития   речи  ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с медленными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждает детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества, дети утверждаются в высказываниях. Мы убеждены, что русский народный  фольклор  является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в  развитии   речи  в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Использование устного народного творчества в развитии речи детей....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".

Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...