Мастер- класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет»
материал (младшая группа) на тему

Игнатенко Жанна Николаевна

В данном материале описывается проведение мастер- класса для родителей: «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет»

Здравствуйте уважаемые родители. Мы  рады видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

В начале я хочу спросить у вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы родителей).

Да правильно молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности ,фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И.Кант, что " Рука-это вышедший наружу мозг человека",

Активизация родителей:

Скажите хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовки руки к письму. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей  дошкольного возраста и поиграть в пальчиковые игры.

 Перед началом каждой игры повторите название пальчиков - большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,


А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, 

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы».)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа  (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

«У оленя дом большой»

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)
Дом 
(соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно(держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке.)
Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:

-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)
Там в лесу 
(показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник 
(показываем как охотник целится из ружья)
Злой 
(корчим страшную рожицу)
- Поскорее забегай, 
(имитируем открывание двери)
Лапку мне давай
(жмем малышу руку)

 

Давайте повторим упражнение все вместе. Спасибо.

Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и Интернете. Но можно и самим придумывать движения под ритм и содержание известного стихотворения. Основной критерий эффективности – положительный эмоциональный отклик ребенка.

Предлагаю желающим, за одну минуту придумать собственные варианты пальчиковой гимнастики. Если хотите, воспользуйтесь стихами-подсказками, но можете взять и свой вариант. Кто-то из вас уже использует дома пальчиковые игры.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз) .

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Совет взрослым: Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Рефлексия

Завершающее упражнение "Спасибо! "

Воспитатель предлагает каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят СПАСИБО! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

 Дополнительную информацию о пальчиковой гимнастике, своеобразии её целенаправленного использования для развития речи можно получить из буклетов. (Вручение памяток, буклетов: «В помощь родителям», «Что надо знать о пальчиковой гимнастике» и т. п.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3–4 лет»

Мастер-класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3–4 лет» Мастер- класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связн...

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....

Мастер- класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».

Мастер- класс для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».Ссылка на презентацию к мастер-классу: https://cloud.mail.ru/public/4uJh/Y2em8zpbm...

Мастер класс - Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет

Мастер класс - Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Цель:Пзнакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера  для развития связной речи дошкольников»....