Мастер- класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Мастер- класс для педагогов

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».

Ссылка на презентацию к мастер-классу: https://cloud.mail.ru/public/4uJh/Y2em8zpbm

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» города Сим

Ашинского района Челябинской области

Мастер- класс для педагогов

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».

Выполнил:

Учитель-логопед

I категории

М.В.Саблина.

2017г.

Цель: знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников.

 Задачи:

  • Ознакомление педагогов с методами и приемами работы при использовании мнемотехники;
  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
  • Получение педагогами представления об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников с ОНР;
  • Внедрения в образовательный процесс педагогами методики работы с мнемотаблицами при работе над развитием речи.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

Раздаточный материал: мнемодорожки и мнемотаблицы.

Вводная часть

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменятся общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Наглядность- является одним из важных факторов, которое облегчает процесс становления связной речи детей.

Как считал Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв за основу мнения великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я использую в работе по обучению детей связной речи- приемы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе с греческого- «Искусство запоминания».

Мнемотхника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника –это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, мебель, овощ или фрукт. Без труда выучить стихотворение.

Теоретическая часть

Задачами мнемотехники являются:

• Развитие связной речи;

• Расширение объема словарного запаса;

• Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанные текст.

• Облегчение процесса заучивания стихов.

• Преобразование абстрактных символов в образы т. е. перекодирование информации)

• Развитие мелкой моторики рук

• Развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления.

Актуальностью использования приемов мнемотехники является:

• Облегчение детям владения связной речью

• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

• Применение мнемотехникииспользование обобщений, позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.

Основными элементами мнемотехники являются:

• Мнемоквадраты

• Мнемодорожки

• Мнемотаблицы.

• Занятия по данной технологии проводятся по принципу «от простого к сложному». Сначала мы знакомим детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а затем уже приступаем к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты- это понятные изображения, которые обозначают одно слово, или словосочетание, или простое предложение,его характеристики.

Совместное с педагогами создание мнемоквадратов, другим словом кодирование информации формирует ассоциативное мышление.

(примером мнемотаблиц являются таблички на шкафчике у ребенка, пиктограммы, дорожные знаки).

Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки- это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

• По мнемодорожкам уже можно разучить короткие стихи, закодировать загадки, чистоговорки.

• Составить алгоритм выполнения действий. (например как вести себя за столом или в туалетной комнате).

И наконец, самая сложная структура-это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается нами в зависимости от поставленной речевой задачи. (это может быть составление рассказа- описания, автоматизация поставленных звуков, составления сюжета сказки по картинкам.

Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:

• Обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

• В режимных моментах

• В самостоятельной деятельности

Сутью мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем:

• На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

• Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком. Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказ составляют дети.

По такому же принципу происходит отгадывание и загадывание загадок.

Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для самостоятельной деятельности.

На начальном этапе предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.

Весь процесс запоминания разделяется на 4 этапа:

1. Кодирование элементов информации в зрительные образы

2. Затем происходит сам процесс запоминания

3. Запоминание последовательности информации

4. Закрепление информации

Таким образом в результате применения мнемотехники:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

• Но не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он еще никогда не встречался на практике. Все это вызывает у ребенка недоумение, тревогу напряжение и беспокойство.

Также с технологией мнемотехники я познакомила своих коллег в нашем дошкольном учреждении, и родителей на мастер классах, и семинарах. Родители, дома вместе с детьми нарисовали сами схемы мнемодорожек, скрепили их степлером и получились книжки малышки.

Практическая часть

Я представила вашему вниманию варианты по мнемотехнике, а теперь перейдем к практической части:

Нам нужно разделиться на 4 группы по два человека

1. Первой группе я предлагаю стих, и пустую мнемодорожку, Вам необходимо зарисовать (т. е закодировать) его в пустые клетки.

2. Второй группе я предлагаю пустую мнемодорожку, вам необходимо нарисовать свою схему на любое маленькое стихотворение или загадку.

3. Третьей группе я предлагаю отгадать загадку по мнемотаблице.

4. И четвертой группе я предлагаю рассказать всем известную песню «Жили у бабуси».

Еще в своей работе я применяю «Живые мнемотаблицы».

Заключительная часть

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Выполнила: Учитель- логопед МКДОУ №10 г.Сим М.В. Шабалина. 2016г.

Слайд 2

Фактор, облегчающие процесс становления связной речи: Наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия). Создание плана высказывания .

Слайд 3

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Слайд 4

Мнемотехника в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации. Мнемотехника - это схема, в которую заложена определенная информация

Слайд 5

Задачи мнемотехники : Развитие связной речи. Расширение объема словарного запаса. Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст. Облегчение процесса заучивания стихов. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); Развитие мелкой моторики рук; Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Слайд 6

Основные элементы мнемотехники .

Слайд 7

При работе с мнемотаблицами строго соблюдаем принцип «от простого к сложному». На начальном этапе используем: мнемоквадраты мнемодорожки и уже потом мнемотаблицы .

Слайд 8

Мнемоквадраты – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 9

Мнемодорожки - это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Слайд 12

Мнемотаблицы - самая сложная структура. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение .

Слайд 13

Мнемотаблицы-использование : -Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для: Обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов; В режимных моментах; В самостоятельной деятельности.

Слайд 14

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически . Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Слайд 15

Составление описательного рассказа. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить выделять признаки предмета. Рассматривание мнемодорожек . Составление предложений по мнемодорожкам ; Рассматривание мнемотаблиц ; Составление рассказа логопедом; Составление рассказа детьми.

Слайд 17

Отгадывание загадок.

Слайд 18

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. После перекодирования информации, осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т.е. происходит отработка метода запоминания!). Закрепление информации.

Слайд 19

В результате применения мнемотехники: Р асширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно; Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Слайд 20

Проведение мастер- классов, семинаров по использованию мнемотехники: Для педагогов. Для родителей.

Слайд 21

Так же в своей работе я использую «Живые мнемотаблицы ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

В консультации даётся представление о том, что такое "мнемотехника", какие есть приёмы мнемотехники, и как её можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста для развития св...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Цель:Пзнакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...