ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ивашкова Ольга Михайловна

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием  техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 – 6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashkova_srok_deystviya_programmy_1_god.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  города Нерюнгри Нерюнгринского района

Рассмотрена на педагогическом совете

МБДОУ №17 г. Нерюнгри

Протокол от «03» сентября 2015г. № 1

Утверждаю:

и.о. руководитель МБДОУ  №17  г. Нерюнгри                                                                                                       ______________________В.В.Овчинникова

Приказ от «03 » сентября 2015г. № 86

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Обучение детей игре в шашки»

 

Возраст: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составила:

Ивашкова Ольга Михайловна,

воспитатель

г. Нерюнгри

2015 г.

Пояснительная записка

 

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием  техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 – 6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения).

Цель программы:

Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

1.Обучение основам шашечной игры;

2. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развивающие:

1. Развитие стремления у детей к самостоятельности;

2. Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов в перёд, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитание отношение к шашкам как к серьёзным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

2. Воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

3. Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Планируемый результат

К концу первого года дети должны знать и уметь:

- Знать об истории появления шашек;

- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие;

- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.

- Правила хода и взятие шашки в дамки.

- Ориентироваться на шахматной доске.

- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.

- Правильно расставлять шашки перед игрой.

К концу второго года дети должны уметь:

- Хорошо ориентироваться на шахматной доске.

- Знать общие принципы разыгрывания партий.

- Знать несколько разновидностей игр в шашки («Уголки», «Поддавки» и др.).

- Знать правила поведения при игре в шашечных турнирах.

- Знать тактические приёмы и особенности их применения.

Принцип организации занятий.

- 1год обучения – подгрупповой (10 -12 детей)

Программа рассчитана на один год обучения – 45 занятий (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с сентября по май, длительность 25 минут).

Учебно – тематическое  планирование

Старший возраст (5-6 лет)

Месяц

Тема занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Экскурсия в музей шашек. История шашек.

1

Сказка начинается (общие понятия о шашках)

1

Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Практическая игра.

1

Знакомство с правилами игры. Практическая игра.

1

Закрепление правил игры. Практическая игра.

1

Знакомство с понятием фланг. Практическая игра.

1

Знакомство с понятием центр. Практическая игра.

1

Практическая игра.

1

Октябрь

Значение дамки в игре. Практическая игра.

1

Закрепление значение дамки в игре. Практическая игра.

1

Обыгрывание ситуаций.

1

Беседа о шашечных соревнованиях. Практическая игра.

1

Знакомство  с технологией игры. Приём «Ловушка». Практическая игра.

1

 Обыгрывание приёма «Ловушка». Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма «Ловушка». Практическая игра.

1

Практическая игра.

1

Ноябрь

Шашка против шашки. Практическая игра.

1

Закрепление. Шашка против шашки. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Две шашки против одной. Практическая игра.

1

Закрепление. Две шашки против одной. Практическая игра.

1

Две шашки против двух. Практическая игра.

1

Закрепление. Две шашки против двух. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Декабрь

Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра.

1

Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра.

1

Закрепление. Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Простые на разных  флангах. Практическая игра.

1

Простые на разных флангах.  Практическая игра.

1

Закрепление. Простые на разных флангах. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Январь

Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Закрепление. Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Две дамки против одной. Практическая игра.

1

Две дамки против одной. Практическая игра.

1

Закрепление. Две дамки против одной. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.                                                                                                                        

1

Февраль

Три дамки против одной.

1

Закрепление. Три дамки против одной. Практическая работа.

1

Обыгрывание приёма Практическая работа.

1

Обыгрывание приёма: «Ловушка»

1

Обыгрывание приёма: «Дамка против дамки»

1

Обыгрывание приёма: «Две дамки против одной»

1

Обыгрывание приёма:  «Три дамки против одной»

1

Обыгрывание приёма: «Три дамки против одной»

1

Март

Обыгрывание приёма: «Две шашки против одной»

1

Обыгрывание приёма: «Положение простых шашек за линией двойника»

1

Обыгрывание приёма: «Три шашки против одной»

1

Практическая игра. Обыгрывание разных ситуаций.

1

Практическая игра.  Обыгрывание разных ситуаций.

1

Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра.

1

Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра.

1

Закрепление. Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра.

1

Апрель

Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая игра.

1

Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа.

1

Закрепление. Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа.

1

Закрепление. Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа.

1

Обыгрывание приёма. Практическая работа.

1

Подготовка к шашечным соревнованиям.

1

Подготовка к шашечным соревнованиям.

1

Соревнования.

1

Май

Закрепление. Шашки против  шашки.

1

Закрепление. Две шашки против одной. Практическая работа.

1

Закрепление. Две шашки против двух.

1

Закрепление. Положение простых шашек за линией двойника. Практическая работа.

1

Закрепление. Простые на разных флангах. Практическая игра.

1

Закрепление. Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Закрепление. Две дамки против одной. Практическая игра.

1

Закрепление. Три дамки против одной. Практическая игра.

1

Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций.

1

ИТОГО

45

Содержание раздела программы.

1. Шахматная доска и фигуры

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

  Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

2. Ходы и взятие фигур

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки»

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

7. Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

8. Игра «уголки»

9. Игра «поддавки»

10. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей.

Список  используемой литературы

1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.

2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, - 128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Росто н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА »

Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.     Программа реал...