Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна.

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных

инструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»

для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_orkestrprogr.dop_.obr_s.yu_.docx46.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных

инструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР».

Разработала музыкальный руководитель высшей категории

МНПЦ БТ ДЗМ;

ГБОУ Школа №1413г. Москвы

музыкальный руководитель  Смирнова Светлана Юрьевна.

Пояснительная записка

В системе образовательных программ дополнительного образования детей

данная программа коллективного музицирования оркестра шумовых

инструментов  имеет художественно-эстетическую направленность и

включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное

образование, основанное на традиционных богатых образцах национальной

музыки, отечественной и зарубежной классики.

Коллективное музицирование является одной из форм музыкального развития, которая способствует формированию навыков коллективной игры, развитию

природных музыкальных данных и художественно-эстетическому

воспитанию дошкольников. В 20 веке встал вопрос об использовании

детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей

дошкольного возраста. Об этом неоднократно говорили известные педагоги

музыканты: Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина и др.

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный

ритм» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и Т. Э. Тютюнниковой

автор программы «Элементарное музицирование младших школьников»,

созданные по системе музыкальной педагогики Карла ОРФА. Эти программы

дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных

инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих

способностей детей.

Актуальность данной программы определяется потребностью в

возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной

музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном

процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об

образовании», в Концепции развития художественного образования, в

Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней

обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом

каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от

уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует

психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе

среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию

мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию

таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность,

целеустремленность, коллективизм.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением

образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на

практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с

обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося

в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.

Совершенствование системы музыкального образования - не только задача

педагогов - практиков, но и актуальная проблема фундаментальной

педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной

музыкальной жизни.

Практическая значимость

Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) – это один из видов

детской исполнительской деятельности. В процессе игры на ДМИ

совершенствуется эстетическое воспитание и эстетические чувства ребёнка.

Она способствует развитию волевых качеств: выдержке, настойчивости,

целеустремлённости, усидчивости, а также развитию памяти и умению

концентрировать внимание. Когда ребёнок слышит звучание разных

музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические

способности. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук.

Способствует развитию фантазии, координации двигательных функций

организма, а также развивает творческие способности, музыкальный вкус,

учит понимать музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные

черты каждого исполнителя. Обучаясь игре на ДМИ, детям открывается мир

звуков, осознание звучания различных инструментов. У детей улучшается

качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётче

воспроизводят ритм. Игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний

духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой

инициативы, сознательных отношений между детьми.

Отличительной особенностью данной программы является включение

таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над

пьесами». Программа составлена для детей с уже имеющимися

первоначальными навыками игры на шумовых ударных. Была проведена

индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях

каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу.

Единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса,

осуществляется посредством:

∙ постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка,

развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия

музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;

∙ создания необходимых условий, предоставляющих возможность

приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может

ярко проявить разносторонние дарования;

∙ постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых

заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им

художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на

воспитание духовно обогащенной личности;

∙ взаимосвязей между различными видами искусства, что обеспечивает

развитие познавательно-художественной деятельности ребенка,

формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков,

ассоциативно-творческого мышления.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель - формирование и развитие у дошкольников навыков и приемов

ансамблевой и оркестровой игры, знаний элементарной нотной грамоты.

Задачи:

1. Обучающие:

- Обучить детей игре на шумовых инструментах;(металлофон, музыкальный

колокольчик, барабан, треугольник);

- Познакомить с классической и современной русской музыкой;

- Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать

образ;

- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;

- Обучение и знакомство с элементами нотной азбуки и её исполнение.

2.Развивающие:

- Развивать мышление, аналитические способности;

- Развить музыкальный слух и чувство ритма;

- Развить память и внимание.

3. Воспитывающие:

- Привить усидчивость и трудолюбие;

- Воспитать собранность и дисциплину;

- Сплотить детей в дружный творческий коллектив;

- Развить коммуникативные способности детей, основы формирования

культуры общения;

- Воспитать стремление к саморазвитию.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет

Предполагает занятия: для данного состава два раз в неделю по 30 минут.

Всего 64 часа в год.

На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук,

развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на

инструменте (металлофон. ксилофон, тарелочки, треугольник) и

приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и

оркестровой игры, а также теоретических знаний. Программа нацелена на то,

чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для

того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким

образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период

обучения каждый ребенок имеет возможность не только научиться

правильно играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе

оркестра.

Система текущего и итогового контроля обеспечивается на диагностических

занятиях.

Формы подведения итогов:

— участие в праздниках

— участие в конкурсах разного уровня;

— проведение отчетного концерта оркестра в конце учебного года.

Ожидаемые результаты.

Названия музыкальных инструментов, шумовых.

Элементы музыкальной грамоты.

Свободно владеть игрой на детских музыкальных инструментах.

Грамотно извлекать звуки в соответствии с темпом и динамическим оттенком.

Уметь самостоятельно играть в оркестре.

Учебно-тематический план

№ Наименование тем, разделов количество занятий

1. Вводное занятие 2

2. Обучение игре и разучивание партий 38 4

3. Оркестр 12 2

4. Концертная деятельность 4 2

5. Итоговое занятие 2 2

Итого:

58 5

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Понятие об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра.

История создания и развития шумового оркестра, а также русских народных

инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры

инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над пьесами

Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над

качеством звукоизвлечения. Работа над выразительным исполнением. Работа

над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык

умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

3.Сводный оркестр.

Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и

учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие

специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать

себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно

взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и

следование им.

4.Концертная деятельность.

Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка

концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения.

Уверенное понимание жестов дирижера.

5.Итоговое занятия.

Участие в концертах на праздниках, перед родителями.

Прогнозируемый результат

В течение года обучения игре на детских музыкальных инструментах дети

должны:

— ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки

игры на инструменте, позволяющими продолжить обучение на более

сложном инструменте.

— быть собранными и внимательными на занятиях

— уметь слышать свои ошибки и исправлять их;

— обладать навыками оркестровой игры.

В течение года дети должны разучить несколько произведений.

В концертном варианте представить 2-4 номера.

Примерный репертуар оркестра

Русская народная мелодия «Из-под дуба»

Русская народная песня « Ах вы сени, мои сени»И. Дунаевский «Полька».«Вечерняя серенада»«Мадмуазель Париж»В.Витлина «Бубенцы»

В.Кикты «Веселый колокольчик»Л.Шварц «Игра с бубнами»

«История любви»Ч.Чеккер аранжир. Д.Минеевой «Снова Твист»

Ю.Жиро «Венский вальс»И.Штраус. «Радецки марш»

Методическое обеспечение программы

Формы и методы обучения:

Основной формой занятий является занятие , на котором используются

разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод

поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений.

В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения,

беседы.

Формы занятий:

1.Практические занятия, где происходит разбор произведений,

отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.

2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное

представление отдельных концертных номеров.

3.Игровые занятия – это дидактические игры на развитие музыкального

слуха, восприятия и развитие творческого потенциала.

Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения

детьми приемов и навыков игры в оркестре является индивидуальные

занятия с отдельными детьми, что помогает сосредоточить внимание на

особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её

назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях

каждого ребенка. Хорошее исполнение дает возможность уделять основное

время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной

исполняемых произведений.

Работа музыкального руководителя осуществляется по следующим

этапам:

1.Слушание произведения.

2.Проведение занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и

концертов;

3.Составление репертуара для изучения в оркестровой группе, при этом

учитываются возможности детей, т. к. неоправданное завышение программы

препятствует прочному усвоению детьми навыков оркестровой игры, ведет к

перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Условия реализации программы

Дидактический материал: фотографии инструментов, ансамблей, рисунки и

таблицы, набор портретов отечественных и зарубежных композиторов,

презентации и дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Методический материал: образовательная программа, методическая

литература, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве

музыкантов, видео - и аудиозаписи, программы городских, и

окружных конкурсов и др.

Оборудование: музыкальные инструменты, стулья, подставки под

инструменты, методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр,

фонохрестоматия, записи произведений и программ исполнителей,

видеоматериал.

Использованная литература:

1. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с

дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах». Книга для воспитателя и

муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских

дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М,, 1962.

6.И Каплунова программа «Ладушки» методические пособия « Наш

веселый оркестр» 2013

7. .Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

Перспективный план

по обучению детей игре на детских

музыкальных инструментах

Октябрь- занятия:

1 Музыкальные инструменты.

     Беседа о музыкальных инструментах, о предстоящей деятельности.

2 Шумовой оркестр. Понятие об оркестре, ансамбле,

   инструментальных группах оркестра.

   История создания и  развития шумового оркестра

   Разновидности оркестров, что общее и в чем различие.

3 Оркестр русских народных инструментов.

   История создания и развития оркестра русских народных инструментов.    

   Состав оркестра.

4 Техника безопасности в работе с музыкальными инструментами.

   Инструктаж по технике безопасности.

   Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов.

5 Румба, маракасы, трещотки

   Знакомство с приемами игры на ударно-шумовых нструментах(встряхивание,      

   Удар по ладошке, « Ах вы, сени» р.н.м.

6 Румба, маракасы, трещотки

   Муз.дидактическая игра «Угадай на чем играю».

   Совершенствуем навыки овладения игрой на

   ударно-шумовых инструментах «Мишка с куклой» муз. М.Качурбиной.

7 Румба, маракасы, трещотки

   Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах.

   Повторение пройденного материала.

8 Бубен Знакомство с приемами игры на бубне (удар ладошкой, удар  кулачком косточками по донцу)   « Пойду ль я выйду ль я» р.н.м.

Ноябрь – занятия:

9   Бубен Продолжать совершенствовать приемы игры на бубне

     (встряхивание правой рукой) « Ах вы сени» р. н .м .

10 Бубен Учить правильно держать бубен в правой руке, ударять левой рукой.  

     Муз.дидактическая игра  «Тихо-громко в бубен бей»

      муз. Е.Тиличеевой, муз-ритмические движения под игру на бубнах.

11 Колокольчики (музыкальные металлические)

     Знакомство с игрой на колокольчиках, показ приемов игры

     (удар палочкой, встряхивание)

12 Колокольчики (музыкальные металлические)

     Продолжать обучать приемам игры на колокольчиках.

     Обучение приему трель.

     Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой.

13 Колокольчики (музыкальные металлические)

     Учить правильно держать колокольчик: вертикально не сжимая кисть,    

      Свободно  потряхивать и ставить на ладошку.

      «Игра с колокольчиками». муз. Римского-Корсакого.

14 Колокольчики  хрустальные

     Закрепление навыков игры на колокольчиках.

      Учить детей игре на хрустальных колокольчиках воркестре.

       « История любви»

15 Колокольчики хрустальные

     Совершенствовать навыки на хрустальных колокольчиках игры в оркестре.    

     Работа над пьесой.

16 Детский оркестр:  колокольчики

     Закрепить навыки игры на колокольчиках в оркестре.

      Учить хрустальные вовремя вступать и заканчивать игру.

Декабрь – занятия:

 17 Музыкальные треугольники.

       Знакомство со звучанием инструмента.

       Обучение навыкам игры на треугольнике.

       Держать  треугольник в левой руке за резиночку, а в правой руке палочкой

        ударять по нижнему краю треугольника.

18  Музыкальные треугольники

      Продолжать совершенствовать навыки игры на треугольнике.

      Разучить прием «тремоло».

      Прослушивание произведения «Венское настроение».

19 Музыкальные  треугольники

    Учить детей играть в оркестре ,вступать по показу дирижера, используя    

    навыки игры на треугольниках.

20 Детский оркестр: музыкальные треугольники

     Разучивание современной пьесы.

     Учить вслушиваться в музыку.

    Совершенствовать умение игры в оркестре.

21 Детский оркестр: музыкальные треугольники.

     Закрепление навыков игры в оркестре «Венское настроение».

     Следить за динамическим и ритмическим ансамблем.

22 Деревянные ложки Знакомство с игрой на деревянных ложках.

     Показ приемов игры на ложках.

    Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой»  

     по «пяточке» приемом «ладушки». «Ах, вы сенимои сени»р.н м.

23 Деревянные ложки.

     Совершенствовать навыки игры на ложках , учить выполнять скользящие      

      движения ложками  «Ах, вы сени, мои сени».

24 Ансамбль  Деревянные ложки

     Закрепить навыки игры на ложкам.

     Учить детей применять навыки игры в соответствии с музыкой.

     «Из-под дуба».р.н.м.

Январь- занятия:

 25 Румба- Знакомство с инструментом, учить навыкам игры на румбе.

      Учить правильно держать инструмент, ритмично играть

26 Детский оркестр румба, бубен,треугольник.

     Совершенствовать игру на румбе.

     Закрепить навыки игры на треугольнике и бубне. Пьеса «Ча-ча-ча».

27 Детский оркестр румба, бубны, треугольники

     Учить детей игре в оркестре, ритмично играть на инструментах,

     своевременно вступать в игру.

     Работать над выразительностью исполнения и осанкой.

     Пьеса «Ча-ча-ча»

28 Детский оркестр румба, бубны, треугольники.

     Закрепить навыки игры в оркестре.

     Повторение всех приемов игры на инструментах.

29 Барабан Знакомство с игрой на барабане.

     Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками песня    

     «Барабан» муз Слонова.

Февраль- занятия:

 30 Барабан Продолжать совершенствовать приемы одновременной и

      поочередной игры палочками на барабане упражнение

       «Барабанщики» муз. Красева.

31 Барабан- Знакомство с новым приемом игры: барабанная дробь.

      « Марш» муз Парлова.

32 Барабан- Повторение навыков игры на барабане.

     Учить играть в ансамбле «Та-та тити-та -тити -та –та-та»

33 Барабан- Совершенствовать навыки игры в ансамбле.

    Учить одновременно ритмично стучать палочками соблюдая темп.

34 Детский оркестр: барабаны, бубны,т реугольники.

     Пьеса «Радецки марш».

     Учить ритмично выбивать ритм, вовремя вступать, не опережая товарищей.

35 Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники.

     Продолжать работать над четким ритмом исполнения, слаженностью игры

     в оркестре.

36 Детский оркестр: барабаны, бубны, треугольники

     Закрепить полученные навыки игры в оркестре.

     Добиваться ритмического ансамбля.

Март – загнятия:

 37 Металлофон- Знакомство с игрой на металлофоне.

     Учить самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им

      свободно в воздухе. Упражнение с молоточками без музыки.

38 Металлофон -Учить детей постукиватьмолоточком по столу, по ладошке,

     по кубику. упражнение «Дождик» р.н м.

39 Металлофон- Продолжать учить приемам игры на металлофоне выполнять в

      воздухе и на столе «глиссандо» с поворотом кисти.

      Упражнение «Ручейки».

40 Обучение приемам игры на металлофоне.

     Упражнение тихий-сильный «Дождик» , «Часики».  

      Удар по одной и двум пластинкам.

      Добиваться отскакивания молоточка от пластинок.

41 Обучение приемам игры на металлофоне

      Продолжать усовершенствовать навыки игры на металлофоне.

       Работать над ритмичностью металлофоне исполнения.

       Упражнять в динамике игры. «Дятел», «Часики», «Дождик».

42 Обучение приемам игры на металлофоне

      Учить выполнять «глиссандо», добиваться красивого звука, работать над    

      легкостью исполнения. Упражнение «Мышка».

43 Детский оркестр -Металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники

     Разучить с детьми партию игры на металлофонах в пьесе

      «История любви».

44 Детский оркестр-  Металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники.

     Продолжать работать над пьесой.

     Распределение инструментов   Поэтапное разучивание партий..

      Учить играть легко, стремиться к красивому звучанию.

Апрель- занятия:

 45 Детский оркестр. Металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники.

      Закрепить навыки игры в ансамбле.

      Пьеса «История любви».   Соединение каждой партии.

      Добиваться одновременности и слаженности игры.

46  Детский оркестр-  Бубны, трещотки, треугольники.

      Пьеса « Снова твист» -Разучить новую пьесу.

      Совершенствовать навыки игры в оркестре.

      Закрепить умения играть на бубнах, румбе, треугольниках.

47 Детский оркестр- Бубны, трещотки, треугольники.

      Пьеса «Снова твист».

      Продолжать совершенствовать полученные ранее навыки игры в оркестре,

       добиваться ритмичности . работать над артистичностью исполнения

       пьесы.

48 Детский оркестр- Металлические музыкальные колокольчики

     Пьеса «Вечерняя серенада»

     Разучить произведение, вспомнить музыкальные колокольчики.

      навыки игры на музыкальных колокольчиках.

      Учить слушать мелодию и вовремя вступать в игру.

49 Детский оркестр – Металлические музыкальные колокольчики

     Пьеса «Вечерняя серенада»

     Продолжать учить детей игре в оркестре.

     Учить играть по одному и в ансамбле свою партию.

     Добиваться тишины во время выступлений.

50 Детский оркестр- бубны, треугольники, тарелки.

     Пьеса «Полька с хлопками».

     Разучить новую пьесу. Закрепить навыки игры на бубнах и румбах.

     Добиваться ритмичности исполнения.

51 Детский оркестр- бубны, треугольники, тарелки.

     Пьеса «Полька с хлопками»

     Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах.

      Совершенствовать навыки игры в оркестре.

Май – занятия:

52 Концерт- Выступление оркестра на мероприятии

     «День открытых дверей ДОУ».

53  Репетиция -Повторение и закрепление навыков исполнения ранее

       выученных произведений.

       Беседа о предстоящей деятельности, обсуждение костюмов, причесок.

54 Репетиция Повторение и закрепление навыков исполнения ранее

      выученных произведений.

      Добиваться чистоты исполнения  приемов игры на всех инструментах.

55 Концерт репертуар по выбору педагога.

     Выступление оркестра на празднике  посвященного Дню Победы-9 мая.

56 Репетиция Повторение и закрепление  навыков исполнения ранее выученных    

     произведений.  

     Добиваться ритмичности игры в  ансамбле.

57 Концерт- Выступление на открытых  площадках ОУ.

58 Концерт Выступление на утреннике  «Выпускной бал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Программа рассчитана на два года, для детей от 5 до 7 лет....