Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Срывкина Алена Юрьевна

Этот материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать правильную работу по развитию сенсорных эталонов у детей маладшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

2.        Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

3. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

4. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

В данной презентации представлена  система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

5. Сенсорное воспитание детей могут осуществляться через разные формы работы:

      1. Создание и использование сенсорного уголка в группе

- Его назначение -  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

6.  2.Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия

7. 3. Фронтальные и подгрупповые занятия

8. 4. Развлечения

9. 5. Создание и использование сенсорного маршрута на участке детского сада

- Проходя по сенсорному маршруту дети могут трогать кору деревьев, обследовать на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники ходят по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

10.  6. Создание тематической площадки на которой могут проводится сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды (игры с брызгалками).

11. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов должен учитываться возраст детей, уровень их развития. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием должно быть предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

12. Тематическое планирование материала должно согласоваться со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром. Например, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему: «Весенняя веточка», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: при умывании (температурные свойства воды), на прогулке (свойства снега), во время игр (с качеством предметов, их формой, величиной, цветом и  т.д.)

13. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению однородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом).

14. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию желательно проводить не реже 1 раз в неделю. Большой интервал между занятиями нежелателен, поэтому есть необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др. Занятия на повторение не должны быть полностью идентичным основному занятию. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале.

15. На начальном этапе развития у детей сенсорных знаний,  детям даются задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец по цвету с постепенным более тонким усложнением. (круглый-квадратный, круглый-овальный;  красный-синий, красный-оранжевый)

Система накоплений сенсорных представлений включает, прежде всего, основные цвета спектра (кр, ор, желт, зелен, голуб, синий, фиолет, белый, черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький)

16. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

17. Так, например, при группировке предметов по величине на первоначальном этапе ребенку дается развернутая инструкция:

- посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

- посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

- снова посмотри на свой предмет;

- найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

- покажи его воспитателю;

- положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

- посмотри внимательно на свою игрушку;

- теперь посмотри, какие у меня игрушки;

- где у меня такая же игрушка, как твоя;

- положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

- возьми предмет;

- посмотри на мои игрушки;

- положи свою игрушку вместе с моей, такой же.

18. Изложенные методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов являются основой для системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.  Например:

1. Задания на выполнение предметных действий

- Раскладывание однородных предметов на  группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

19. - Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

20 . 2. Задания на элементарные продуктивные действия:

- Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

21.  – Рисование красками

22. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, с помощью них складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве используемых материалов. С этой целью можно использовать различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

- лепка из глины, пластилина, теста;

-аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- аппликационная лепка (рельеф, барельеф)

-конструирование из бумаги (оригами)

- макраме (из ниток, веревок)

- рисование пальцами, кусочком ваты;

- игры с крупой и мелкой мозаикой, конструктором

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки)

23. Также можно использовать различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

- использование массажных мячей

- «шариковых» ванн

- пальчиковой гимнастики

24. – очень эффективны  «осязательные» ванны

         - тактильное панно

25.  – а так же сенсорной тропы для ног;

        -  и «Колючий» коврик

26. Очень Полезны      

      - игры с водой

     -  с мелкими камушками, сухим песком

27. Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов:

  • Ощупывание предметов с различной поверхностью (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.)
  • Нахождение предмета на ощупь по описанию свойств
  • Нахождение контура предложенного предмета из нескольких
  • Определение по контуру с закрытыми глазами
  • Нахождение 2-х одинаковых контуров предмета из нескольких с закрытыми глазами

Таким образом через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности

28. Давайте вспомним самые популярные дидактические игры используемые в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Игры на развитие тактильных ощущений

- «Чудесный мешочек

- Определи на ощупь

- Платочек для куклы

- Узнай фигуру

- Догадайся, что за предмет

- Найди пару

- Найди ящичек

- «Что в мешочке

29. Игры и упражнения для закрепления понятия формы

- Найди предмет указанной формы

- Из каких фигур состоит машина

- Коврик

- Найди предмет такой же формы

- Какая фигура лишняя?

- Составь целое из частей

- Определи правильно

30. Игры и упражнения на закрепление понятия величины

- Сравни предметы по высоте

- палочки в ряд

- Самая длинная, самая короткая

- пирамидки

- матрешки

- разноцветные кружки

- разложи по размеру

- расставь по порядку

- В какую коробку?

- дальше-ближе

31. Игры и упражнения на закрепление цвета

Какого цвета не стало?

Какого цвета предмет?

Собери гирлянду

Сплети коврик из цветных полосок

Сложи радугу

Неразлучные цвета

Какие цвета использованы?

Уточним цвет предмета.

32. Используя данный материал рекомендую:

- первые игры должны быть легкими для восприятия

- на каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак

- не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым

- обучение должно проходить в игровой форме

- время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Ведь сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

33. Спасибо за внимание!

Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие тактильных ощущений

«Чудесный мешочек»        

В прозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

        В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т.д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т.д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

        Детям предлагают трех кукол в разных платочках ( шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

        Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мячик, глиняная ваза и др.

«Узнай фигуру»

        На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет»

        На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

        «Найди пару»

        Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

        «Найди ящичек»

        Материал спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, от какой коробки ящичек.

        «Что в мешочке»

        Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяем наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например: манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

«Найди предмет указанной формы»

Ребенку предлагают модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

        «Из каких фигур состоит машина?»

        Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т.д.

        «Коврик»

        Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике (лишнюю).

«Найди предмет такой же формы»

        Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей  обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе, геометрические фигуры, на другом – предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т.д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т.д.)

        «Какая фигура лишняя?»

        Ребенку предлагают различные раборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала иодин круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

        Варианты:

- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснить принцип группировки.

        «Составь целое из частей»

        Составь конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу.

        Варианты:

- составить конструкцию по памяти, по описанию;

- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).

        «Определи правильно»

        Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

        «Сравни предметы по высоте»

        Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить – что выше, что ниже.

        «Палочки в ряд»

        Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

        Варианты:

- детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая»

        Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

        Варианты:

-сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

        «Пирамидки»

        Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

        «Матрешки»

        Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6 шт. (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

        «Разноцветные кружки»

        Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

        Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую – по возрастающей величине.

        «Разложи по размеру»

        Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы из картона: грибочки, морковки и др.

        Варианты:

- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

        Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

  1. Расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте
  2. Расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?»

        Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше – ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие –дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог

убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображением контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета положить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора – красную карточку, огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.

Варианты:

- выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

        Педагог показывает элемент – образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец  коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета»

        Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка – лепестки белые, серединка желтая, береза – ствол белый, листья зелёные и т.д.)

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

- детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого  и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвет, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета»

Педагог  выставляет таблицы с изображением двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т.д. Дети учатся различать близкие цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.     

                                 

Примерная речевая инструкция для воспитателя

1.  На начальном этапе

развернутая инструкция

2. На промежуточном этапе

при индивидуальном пояснении

3. По мере усвоения

материала

Посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель

Посмотри внимательно на свою игрушку

Возьми предмет

Посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой

Теперь посмотри,  какие у меня игрушки

Посмотри на мои игрушки

Снова посмотри на свой предмет

Где у меня такая же игрушка, как твоя

Положи свою игрушку вместе

с моей такой же

Найди глазами, где у воспитателя лежит такой же

Положи свою игрушку вместе с такой же моей

Покажи его воспитателю

Положи свой предмет рядом с образцом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.Готовность реб...

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Поговорим о важности сенсорного воспитания......

Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Опыт работы по сенсорному развитию младших дошкольников...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....