Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Поговорим о важности сенсорного воспитания...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Кутяшева Ирина Борисовна, воспитатель 1 категории, д/с №10 «Росинка», педагогический стаж 19 лет. Высшее образование по специальности дошкольная педагогика и психология.
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность опыта.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование .
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
- создание сенсорного уголка в группе;
- игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- развлечения;
- занятия
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию я проводила с детьми в возрасте от 3 лет и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Основная задача ознакомления младшего дошкольника со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.
Работа с педагогами
В работе с педагогами ставились следующие задачи:
– Расширить кругозор педагогов в области влияния сенсорного развития на общее развитие детей.
Работа с родителями
В работе с родителями ставились следующие задачи:
– ознакомление родителей с данной проблемой;
– привлечение родителей к активному участию и вовлечение их в педагогический процесс.
Совместная работа с родителями по сенсорному развитию детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, – а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Анализ проведенной работы
Проведенная работа по сенсорному воспитанию:
- Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.
- Научила детей различать цвет.
- Научила детей сравнивать предметы по величине.
- Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.
- Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.
Результативность работы
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.Готовность реб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-639425-1442767111.jpg)
Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Опыт работы по сенсорному развитию младших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-674319-1603816722.jpg)
Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Этот материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать правильную работу по развитию сенсорных эталонов у детей маладшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-958156-1644334901.jpg)
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-876949-1556431672.jpg)
Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....