Главные вкладки

    Тема: «Осенний урожай»
    статья (старшая группа) на тему

    Жихарева Елена Владимировна

    НОД Речевое развитие

    Тема: «Осенний урожай»

    Цель: способствовать обобщению и систематизации представлений детей о дарах осени.

    Задачи: Подвести детей к выводу о связи между сезонными признаками природы; обеспечить развитие связной речи,

    Содействовать воспитанию любви и уважения к природе.

    Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

     

     

    Ход НОД:

    1.Мотивация.

    - Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

    Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

    - Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

    - Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

    - Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

    - Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

    - Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

    - Вы готовы? Тогда в путь

    3. а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

    - Катится колючий ежик,

    Нет ни головы не ножек

    Мне по пальчикам бежит

    И пыхтит, пыхтит, пыхтит

    Бегает туда-сюда,

    Мне щекотно, да, да, да

    Уходи колючий еж,

    В темный лес, где ты живешь.

    б) Упражнение «Назови овощи»

    - Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

    - Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим .

    Дети называют, воспитатель выставляет картинки.

    - Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

    - Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

    в) Речевое упражнение «Убираем овощи»

    - Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

    - Картофель (выкапывают)

    - Лук (срезают)  - Редис (выдергивают) .- Помидор (срывают)

    - Морковь (выдергивают, а большую выкапывают) .- Баклажан (срывают).- Перец (срывают)

    - Свекла (выдергивают, а большую выкапывают).- Капусту (срезают)

    г) Упражнение «Повтори слова»

    - Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

    - Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

    Ежик: Нет

    - Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

    - А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

    4. Работа по теме «Дары осени в саду»

    а) Упражнение «Назови фрукты»

    - Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

    - Посмотрите и скажите, что растет в саду

    б) Упражнение «Один много»

    - Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

    Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

    - На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

    - Одно яблоко, много (яблок)

    - Один банан, много (бананов)

    - Один апельсин, много (апельсинов)

    - Один лимон, много (лимонов)

    - Один мандарин, много (мандаринов)

    в) Упражнение «Назови садовые ягоды»

    - Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

    - Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

    - Давайте ежику расскажем об этих ягодах

    г) Упражнение «Опиши ягоду»

    - Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

    - Клубника круглая, маленькая, красная, сладкая

    Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

    - Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая.

    - Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

    • Красная смородина

    До чего крупна!

    Кисленькая, вроде бы,

    Но с сахаром, вкусна!

    - Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

    • Не крапива, не шиповник,

    Но шипами так же густ...

    Называется - крыжовник

    Этот злой кошачий куст.

    д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)

    - Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

    - Клубника, какая? (красная, сладкая)

    - Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

    - Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

    Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

    5. Физкультминутка.

    Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

    - Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

    И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

    А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

    Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

    6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

    Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

    а) Упражнение «Назови лесную ягоду»

    - В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

    - Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

    - Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

    Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

    7. Итог НОД: - Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

    Огурец, помидор, баклажан – это … Яблоко, груша, апельсин – это …

    Клубника, малина, смородина – это … Рябина, калина, ежевика – это …

    Опенок, сыроежка, груздь – это …

    Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидания.

    - Ребята, нам тоже пора возвращаться домой.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

    Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"

    Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических  форм. Развитие образного мышления, зрительной  памяти  и в...

    Работа с родителями по теме "Осенний урожай"

    В рамках программы "Работа с родителями" было проведено мероприятие "Что нам осень принесла?". Цель мероприятия: закрепление материала об овощах и совместное приготовление с родителями овощного винегр...

    Презентация по теме "Осенний урожай" для младшей группы

    Презентация с сюжетными картинками об осенних изменениях и сборе урожая овощей....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай.

    Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени....

    Конспект НОД по познавательному развитию (Формирование элементарных экологических представлений) во второй младшей группе. Тема: «Осенний урожай овощей»

    Конспект НОД по познавательному развитию (Формирование элементарных экологических представлений) во второй младшей группе. Тема: «Осенний урожай овощей»...

    План - конспект занятия в средней логопедической группе по теме "Осенний урожай"

    Закрепление и разширение представллений об овощах и фруктах. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование существительных с уменьшительно...